Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (проект № 631751–7), принятый Государственной Думой 18 апреля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон предусматривает введение нового вида муниципального образования (муниципальный округ) и направлен на совершенствование территориальной организации местного самоуправления.
Согласно Федеральному закону под муниципальным округом понимается несколько объединенных общей территорией населенных пунктов (за исключением случая, предусмотренного Федеральным законом), не являющихся муниципальными образованиями, в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В связи с введением нового вида муниципального образования уточняются критерии, которым должны соответствовать городские округа. В частности, не менее двух третей населения городского округа должны проживать в городах и (или) иных городских населенных пунктах.
Также предусматривается, что в состав территории городского округа могут входить территории сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями, и территории, предназначенные для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры городского округа, размер которых не может превышать в два и более раза площадь территорий городов и (или) иных городских населенных пунктов.
При этом плотность населения на территории городского округа должна в пять и более раз превышать среднюю плотность населения в Российской Федерации.
Федеральным законом вводятся новые виды:
1) преобразования муниципальных образований:
— изменение статуса городского округа в связи с наделением его статусом муниципального округа;
— изменение статуса муниципального округа в связи с наделением его статусом городского округа;
2) объединения муниципальных образований:
— объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, и последующее наделение вновь образованного муниципального образования статусом муниципального округа (с утратой соответствующим муниципальным районом, а также указанными поселениями статуса муниципального образования);
— объединение городских округов, объединение городского округа с муниципальным округом (с утратой каждым из объединившихся городских округов статуса муниципального образования);
3) разделения муниципальных образований:
— разделение муниципального или городского округа, влекущее образование двух и более муниципальных или городских округов.
Также предусматривается, что преобразование поселений, в результате которых муниципальный район будет состоять из одного поселения, не допускается.
Устанавливается, что в состав территории муниципального округа входят несколько объединенных общей территорией населенных пунктов, при этом закрепляется предусмотренное дефиницией муниципального округа исключение: указанное требование в соответствии с законами субъектов Российской Федерации может не применяться на территориях с низкой плотностью сельского населения, а также в отдаленных и труднодоступных местностях.
Вопросы местного значения муниципального округа закрепляются в рамках статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающей вопросы местного значения городского округа.
В целях предоставления органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления возможности привести свои правовые акты в соответствие с внесенными изменениями устанавливается переходный период до 1 января 2025 года.
В тексте Федерального закона учтены поправки, внесенные членами Совета Федерации О.В. Мельниченко, А.А. Шевченко, В.С. Тимченко, А.А. Салпагаровым и депутатами Государственной Думы, касающиеся, в том числе вопросов:
— установления требований к наименованиям муниципальных образований;
— введения возможности в отдельных случаях поэтапно проводить сход граждан;
— создания территориальных органов местной администрации муниципального округа в населенных пунктах в случае, если объединение всех поселений, входящих в состав муниципального района, повлекло образование муниципального округа.
Реализация Федерального закона позволит упорядочить практику территориальной организации местного самоуправления, улучшить финансовое положение населенных пунктов в муниципальных округах и, как следствие, повысить эффективность решения отраслевых вопросов местного значения, требующих существенных капиталовложений и являющихся наиболее значимыми с точки зрения обеспечения эффективного пространственного и социально-экономического развития территорий.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.