Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 503785–7), принятый Государственной Думой 24 июля 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и другие федеральные законы.

Вносимые Федеральным законом изменения в Градостроительный кодекс носят комплексный характер и затрагивают различные виды градостроительной деятельности, в том числе градостроительное зонирование, планировку территории, архитектурно-строительное проектирование, строительство.

Федеральным законом предусматриваются положения о порядке уточнения правил землепользования и застройки в связи с поступлением требования исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, уполномоченных на установление зон с особыми условиями использования территорий, границ территорий объектов культурного наследия, утверждение границ территорий исторических поселений федерального значения, исторических поселений регионального значения, об отображении в правилах землепользования и застройки границ зон с особыми условиями использования территорий, территорий объектов культурного наследия, территорий исторических поселений федерального значения, территорий исторических поселений регионального значения, установления ограничений использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах таких зон, территорий.

Федеральным законом сокращается продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту правил землепользования и застройки. Согласно Федеральному закону она должна составлять не менее одного и не более трех месяцев со дня опубликования проекта правил землепользования и застройки. В настоящее время продолжительность общественных обсуждений или публичных слушаний составляет не менее двух и не более четырех месяцев.

Предусматриваются положения, допускающие возможность однократного изменения видов разрешенного использования и (или) предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленных градостроительным регламентом для конкретной территориальной зоны, не более чем на десять процентов без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.

Положения Градостроительного кодекса о развитии застроенных территорий, о комплексном освоении территории, об освоении территории в целях строительства стандартного жилья, о комплексном освоении территории в целях строительства стандартного жилья, о комплексном развитии территории по инициативе правообладателей земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества, о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления объединяются в новую главу 51 указанного кодекса «Виды деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории и порядок их осуществления».

В отношении территорий, на которых согласно карте градостроительного зонирования предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории, Федеральным законом предусматривается возможность заключения одного или нескольких договоров, предусматривающих осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территорий.

Предусматриваются новации, касающиеся отдельных видов деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории.

В частности, предусматривается, что обязательным приложением к решению органа местного самоуправления о развитии застроенной территории, решению о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления являются сведения о границах соответствующей территории.

Уточняется перечень случаев, в которых аукцион на право заключить договор о развитии застроенной территории проводится повторно.

Федеральным законом уточняются условия, при которых правообладатель земельного участка и (или) расположенного на нем объекта недвижимого имущества, не являющийся собственником указанных объектов недвижимого имущества, может участвовать в комплексном развитии территории по инициативе правообладателей.

Предусматривается, что в границы территории, подлежащей комплексному развитию по инициативе правообладателей, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на предоставление находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков, для размещения объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур могут включаться земельные участки, находящиеся в государственной и (или) муниципальной собственности и не обремененные правами третьих лиц, при условии, что такие земельные участки являются смежными по отношению к одному или нескольким земельным участкам правообладателей земельных участков.

Порядок такого согласования устанавливается Правительством Российской Федерации.

В Федеральном законе содержится ряд положений, направленных на оптимизацию процедур подготовки документации по планировке территории.

В частности, предусматривается положение о том, что в случае внесения изменений в проект планировки территории и (или) проект межевания территории путем утверждения их отдельных частей, общественные обсуждения или публичные слушания проводятся применительно к таким утверждаемым частям.

Устанавливается срок – 20 рабочих дней со дня опубликования заключения о результатах общественных обсуждений или публичных слушаний, в течение которого орган местного самоуправления поселения или городского округа обязан принять решение об утверждении документации по планировке территории или направить ее на доработку.

Уточняются требования к процедуре подготовки документации по планировке территории, подготавливаемой в связи с планируемым строительством, реконструкцией линейного объекта федерального значения, линейного объекта регионального значения, линейного объекта местного значения.

Корректируется определение понятия «красные линии». Согласно Федеральному закону это линии, которые обозначают границы территорий общего пользования и подлежат установлению, изменению или отмене в документации по планировке территории.

Федеральным законом предусматриваются особенности архитектурно-строительного проектирования, выполняемого в отношении объектов транспортной инфраструктуры федерального значения либо линейного объекта транспортной инфраструктуры регионального значения или местного значения.

Уточняются случаи, в которых проектная документация и результаты инженерных изысканий подлежат государственной экспертизе.

Федеральным законом расширяется перечень объектов, в отношении которых не требуется выдача разрешения на строительства. К таким объектам относятся антенные опоры (мачты и башни) высотой до 50 метров, предназначенные для размещения средств связи.

В Земельном кодексе предусматривается, что решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд для строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения или объектов местного значения может быть принято не позднее чем в течение шести лет со дня утверждения проекта планировки территории, предусматривающего размещение таких объектов.

В указанный кодекс также вносятся изменения, направленные на уточнение установленного порядка перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Федеральным законом уточняются вопросы местного значения городского поселения, сельского поселения, городского округа, муниципального района в области градостроительной деятельности.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».