Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 765483–7), принятый Государственной Думой 18 декабря 2019 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом взаимосвязанные изменения вносятся в Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 43-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 43-ФЗ), Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 3 августа 2018 года № 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 342-ФЗ).

Федеральным законом во исполнение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 февраля 2019 года № 9-П признается утратившей силу часть 5 статьи 13 Федерального закона № 43-ФЗ, устанавливающая положение, согласно которому при расчете размера возмещения собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков стоимости изымаемого недвижимого имущества указанная стоимость определяется на день, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировке территории, предусматривающей размещение объекта федерального или регионального значения.

После вступления в силу Федерального закона стоимость имущества, изымаемого в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 43-ФЗ, будет определяться в общем порядке, установленном главой VII1 Земельного кодекса Российской Федерации, регламентирующей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд, в соответствии с которой рыночная стоимость земельного участка определяется на день, предшествующий дню принятия решения об изъятии земельного участка (пункт 5 статьи 568 Земельного кодекса Российской Федерации).

В настоящее время частью 3 статьи 1 Федерального закона № 43-ФЗ установлено, что до 1 января 2020 года подготовка и утверждение документации по планировке территории, резервирование земель, изъятие земельных участков и (или) иных объектов недвижимого имущества, предоставление земельных участков, установление сервитутов для размещения на присоединенных территориях объектов федерального значения или регионального значения, обеспечивающих реализацию государственных задач в области развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, иных государственных задач, осуществляются по правилам Федерального закона № 43-ФЗ.

Федеральным законом указанный выше срок продлевается до 1 января 2030 года, поскольку реализация значительного количества проектов, в том числе связанных с изъятием земельных участков для государственных нужд, обеспечивающих социальное и экономическое развитие присоединенных к городу федерального значения – Москве территорий, еще не завершена.

В Федеральный закон № 43-ФЗ вносится ряд изменений, приводящих его положения в соответствие с положениями Земельного кодекса Российской Федерации, а также Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Федеральным законом особенности предоставления земельных участков, расположенных на территории города Москвы, установленные Законом Российской Федерации «О статусе столицы Российской Федерации», дополняются правом органов исполнительной власти города Москвы, уполномоченных на предоставление земельных участков, которые находятся в собственности города Москвы или государственная собственность на которые не разграничена, до 1 января 2025 года принимать по основаниям, предусмотренным нормативными правовыми актами города Москвы, наряду с основаниями, предусмотренными Земельным кодексом Российской Федерации, решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории; об отказе в проведении аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка; об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или в предоставлении земельного участка без проведения торгов.

В целях обеспечения переходного периода внедрения нового порядка установления зон с особыми условиями использования территории Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон № 342-ФЗ, предусматривающие приостановку на определенный срок действия новых обязательных требований к установлению зон с особыми условиями использования территории.

В частности, до 1 января 2025 года продлевается срок действия ранее установленных зон с особыми условиями использования территории, сведения о которых не внесены в Единый государственный реестр недвижимости и, соответственно, срок, в течение которого должно быть подано заявление о внесении в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее установленных зонах; переносится с 1 января 2020 года на 1 января 2022 года срок вступления в силу положения, согласно которому ранее установленные ориентировочные, расчетные (предварительные) санитарно-защитные зоны прекращают свое существование.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об особенностях регулирования отдельных правоотношений в связи с присоединением к субъекту Российской Федерации – городу федерального значения Москве территорий и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».