Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1026242–7), принятый Государственной Думой 22 декабря 2020 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на сокращение сроков и оптимизацию процедур, необходимых для осуществления строительства объектов капитального строительства.

1. Федеральным законом сокращаются предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) сроки отдельных процедур, связанных с внесением изменений в правила землепользования и застройки, подготовкой решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, подготовкой документации по планировке территории.

В частности, с 30 до 25 дней сокращается срок подготовки комиссией заключения о предлагаемых изменениях в правила землепользования и застройки и срок принятия главой местной администрации решения о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила.

Устанавливается срок – 15 рабочих дней для подготовки комиссией проекта решения о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Аналогичный срок, исчисляемый с даты окончания общественных обсуждений или публичных слушаний по проекту решения, предусматривается для подготовки комиссией проекта рекомендаций о предоставлении такого разрешения или об отказе в его предоставлении.

С 20 рабочих дней до 15 рабочих дней сокращается срок согласования документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов регионального, местного значения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, поселений, на территориях которых планируется строительство объектов капитального строительства.

Предусматриваются и другие нормы, направленные на сокращение сроков процедур, связанных с подготовкой документации по планировке территории.

2. Предусматриваются изменения в Градостроительный кодекс, направленные на обеспечение проведения процедур, связанных со строительством, в электронном виде.

Правительство Российской Федерации наделяется полномочием определить услуги, оказываемые при осуществлении градостроительной деятельности исключительно в электронной форме.

Порядок оказания этих услуг в электронной форме будет установлен Правительством Российской Федерации.

3. Федеральным законом устанавливаются особенности проведения государственной экспертизы проектной документации многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, сведения о которых включены в единый реестр проблемных объектов в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», в целях финансирования публично-правовой компанией «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства» или фондом субъекта Российской Федерации, созданным в соответствии со статьей 211 указанного федерального закона, мероприятий по завершению строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости. При проведении такой экспертизы оценка соответствия проектной документации требованиям, предусмотренным пунктом 1 части 5 статьи 49 Градостроительного кодекса (требования технических регламентов, санитарно-эпидемиологические требования, требования в области охраны окружающей среды, требования государственной охраны объектов культурного наследия и другие требования), не осуществляется в случае, если в отношении такой проектной документации ранее было получено заключение экспертизы проектной документации, и в нее не были внесены изменения, требующие проведения экспертизы проектной документации. В этом случае предметом государственной экспертизы проектной документации является проверка достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства.

4. Федеральным законом часть 10 статьи 52 Градостроительного кодекса излагается в новой редакции, предусматривающей, что при осуществлении капитального ремонта линейных объектов, являющихся магистральными газопроводами, нефтепроводами, нефтепродуктопроводами, допускается повышение их категории, в том числе влекущее изменение охранных зон, установленных в связи с их размещением.

Таким образом, Федеральным законом исключается существующее в настоящее время ограничение на повышение категории магистрального газопровода при осуществлении его капитального ремонта, в случае если такое повышение приводит к включению в границы зон с особыми условиями использования территории новой территории, в отношении которой указанные зоны не были установлены до капитального ремонта магистрального газопровода.

5. Статья 54 Градостроительного кодекса дополняется положением о согласовании назначения на должность и освобождения от должности руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного на осуществление регионального государственного строительного надзора. Такое согласование будет осуществлять федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

6. В Федеральном законе от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» устанавливаются максимальные сроки 20 календарных дней и 7 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от органа местного самоуправления для рассмотрения, соответственно, федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений федерального значения, и для рассмотрения региональным органом охраны объектов культурного наследия проекта генерального плана, подготовленного применительно к территориям исторических поселений регионального значения.

Также предусматривается максимальный срок 7 рабочих дней со дня поступления соответствующей информации от органа местного самоуправления для рассмотрения федеральным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территориям исторических поселений федерального значения.

Аналогичный срок устанавливается для рассмотрения региональным органом охраны объектов культурного наследия проекта правил землепользования и застройки, подготовленного применительно к территориям исторических поселений регионального значения.

7. В Федеральном законе от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ) на один год – до 1 января 2022 года продлевается срок действия меры поддержки строительной отрасли, которая заключается в предоставлении возможности саморегулируемым организациям предоставлять своим членам займы за счет средств компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств таких саморегулируемых организаций.

8. В Федеральный закон № 191-ФЗ вносятся новые положения, устанавливающие особенности осуществления до 1 января 2024 года отдельных процедур, связанных со строительством объектов, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2020 года и в отношении которых разрешения на ввод в эксплуатацию не выданы.

Принятие Федерального закона позволит сократить сроки внесения изменений в правила землепользования и застройки, сроки подготовки и утверждения документации по планировке территории, обеспечит проведение процедур, связанных со строительством, в электронном виде, и, как следствие, благоприятно отразится на инвестиционном климате в сфере строительства.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».