Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1100846–7), принятый Государственной Думой 9 июня 2021 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), направленные на совершенствование отношений, связанных с получением застройщиками и другими лицами технических условий подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (сети электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, сети связи), заключением и исполнением договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к таким сетям, внесением платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

1. В целях решения проблемы смешения понятий «технические условия, включаемые в градостроительный план земельного участка» и «технические условия, содержащиеся в договорах подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения» в положениях Градостроительного кодекса о градостроительном плане земельного участка (далее – ГПЗУ) исключается упоминание о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Согласно Федеральному закону непосредственно в ГПЗУ будет указываться информация о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (за исключением сетей электроснабжения).

С учетом указанной новации отпадет необходимость получать технические условия в виде отдельного документа для оформления ГПЗУ.

Федеральным законом сокращается с 7 дней до 2 рабочих дней срок направления запроса органом местного самоуправления в организации, осуществляющие эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, о возможности подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к таким сетям.

Запрошенная информация подлежит представлению эксплуатирующими организациями в течение 5 рабочих дней со дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.

2. В Градостроительном кодексе конкретизируются положения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, применяемых в целях архитектурно-строительного проектирования и являющихся обязательными приложениями к договорам о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Предусматривается, что указанные технические условия выдаются без взимания платы в течение 7 рабочих дней по запросам правообладателя земельного участка и (или) объекта капитального строительства, лица, с которым заключен договор о комплексном развитии территории, лица, которому выдано разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельного участка и установления сервитута, публичного сервитута и иных лиц, предусмотренных Федеральным законом.

Срок действия технических условий устанавливается правообладателем сети инженерно-технического обеспечения не менее чем на три года или при комплексном развитии территории не менее чем пять лет, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

3. Предусматриваются положения об установлении платы за подключение (технологическое присоединение) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исходя из этапов архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов, при условии обеспечения финансирования экономически обоснованных затрат правообладателей сетей инженерно-технического обеспечения, связанных с осуществлением на каждом этапе мероприятий по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, в соответствии с графиком оплаты указанных мероприятий, предусмотренных договорами о подключении (технологическом присоединении).

4. Устанавливается возможность утверждения федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления комплексной схемы инженерного обеспечения территории (электроснабжение, теплоснабжение, газоснабжение, водоснабжение, водоотведение, размещение сетей связи) в целях строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах элементов планировочной структуры и (или) их частей (далее – комплексная схема).

К полномочиям Правительства Российской Федерации отнесено установление требований к содержанию комплексной схемы, порядку ее разработки и утверждения, порядку согласования указанной схемы с правообладателями сетей.

5. Предусматривается возможность для правообладателей объектов капитального строительства, которые в установленном порядке подключены (технологически присоединены) к сетям инженерно-технического обеспечения, при условии отсутствия технических ограничений и исполнения ими в полном объеме обязательств по оплате подключения (технологического присоединения) таких объектов снизить объем подключенной (технологически присоединенной) мощности (нагрузки) в отношении объектов капитального строительства с одновременным перераспределением (уступкой права на использование) высвобождаемой мощности (нагрузки) иным лицам либо в пользу организации, которая осуществляет подключение (технологическое присоединение).

6. Федеральным законом устанавливаются особенности реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом линейных объектов транспортной инфраструктуры федерального значения, транспортной инфраструктуры регионального значения или транспортной инфраструктуры местного значения, а также многоквартирных жилых домов, жилых домов блокированной застройки и необходимых для их функционирования объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, если предусмотрено изменение местоположения существующих линейных объектов.

В частности, предусматривается, что правообладатели существующих линейных объектов в течение 30 дней со дня поступления обращения в письменной форме застройщика или технического заказчика выдают им технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению при архитектурно-строительном проектировании в целях реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов либо отказывают в их выдаче.

Срок действия технических требований и условий не может быть менее чем 2 года со дня их выдачи.

В соответствии с Федеральным законом Правительством Российской Федерации устанавливается состав и содержание технических требований и условий, порядок их выдачи, порядок определения размера затрат на их подготовку, подлежащих возмещению правообладателю существующего линейного объекта, основания досрочного прекращения их действия, а также исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении технических требований и условий.

Реконструкция, капитальный ремонт существующего линейного объекта, а также, при необходимости, архитектурно-строительное проектирование в целях таких реконструкции, капитального ремонта осуществляются в соответствии с договором, заключаемым правообладателем существующего линейного объекта с застройщиком или техническим заказчиком.

Федеральным законом предусматриваются требования к содержанию указанного договора, который заключается с правообладателем существующего линейного объекта в обязательном порядке в соответствии с гражданским законодательством.

7. Еще одной важной новацией проекта является уточнение перечня документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, предусмотренного частью 5 статьи 55 Градостроительного кодекса.

Вместо документов, подтверждающих соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства техническим условиям, подписанных представителями эксплуатирующих организаций, Федеральным законом предусматривается предоставление акта о подключении (технологическом присоединении) построенного, реконструированного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.

Корреспондирующие изменения Федеральным законом вносятся в Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2021 года.

Вносимые Федеральным законом изменения будут способствовать сокращению административных барьеров в строительстве, улучшению инвестиционного климата в строительной отрасли, ускорению реализации проектов по строительству жилья, транспортной инфраструктуры, проектов комплексного развития территорий.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не касается вопросов, указанных в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».