Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1147175–7), принятый Государственной Думой 16 июня 2021 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на сокращение административных барьеров в строительстве, а также на ускорение строительного процесса.

В указанных целях Федеральным законом взаимосвязанные изменения вносятся в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Федеральным законом вводится понятие «проект по строительству объекта капитального строительства», под которым понимается перечень мероприятий, осуществляемых застройщиком, техническим заказчиком, федеральными органами исполнительной власти, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и (или) иными организациями в целях строительства, реконструкции объекта капитального строительства, ввода такого объекта в эксплуатацию, а также государственной регистрации прав на него.

Федеральным законом устанавливаются этапы реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, каждый из которых включает набор определенных мероприятий. Например, этап, связанный с выполнением инженерных изысканий и осуществлением архитектурно-строительного проектирования, может включать в себя такие мероприятия, как проведение экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и (или) результатов инженерных изысканий, проведение государственной историко-культурной экспертизы проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия, проведение государственной экологической экспертизы проектной документации.

На Правительство Российской Федерации Федеральным законом возлагается обязанность по утверждению исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимых для выполнения мероприятий в рамках реализации проекта по строительству объекта капитального строительства (далее – исчерпывающий перечень документов). Предъявление требований о получении в целях реализации проекта по строительству объекта капитального строительства документов, не предусмотренных указанным выше исчерпывающим перечнем документов, не допускается.

Устанавливается, что до вступления в силу исчерпывающего перечня документов, утвержденного Правительством Российской Федерации, применяются исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, утвержденные Правительством Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации наделяется правом утверждения единых стандартов предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, предоставляемых уполномоченными органами в рамках осуществления мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства.

Федеральным законом вводится необходимость разработки применительно к строящимся (реконструируемым) объектам капитального строительства (их частям) рабочей документации (помимо проектной), под которой понимается документация, содержащая материалы в текстовой и графической формах и (или) в форме информационной модели, в соответствии с которой осуществляется строительство, реконструкция объекта капитального строительства, их частей. Устанавливается, что рабочая документация подлежит разработке на основании проектной документации, вместе с тем их подготовка может осуществляться одновременно.

Федеральным законом расширяется перечень способов приема от застройщика документов, в частности заявлений о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, а также разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию. Прием указанных заявлений может быть осуществлен с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг или региональных порталов государственных и муниципальных услуг, а также с использованием государственных информационных систем обеспечения градостроительной деятельности с функциями автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности.

Федеральным законом из Градостроительного кодекса Российской Федерации исключается институт экономически эффективной проектной документации повторного использования, взамен которого вводится институт типовой проектной документации.

Данное изменение обусловлено динамичностью развития строительной отрасли, а также совершенствованием на постоянной основе технических регламентов и сводов правил в строительстве, что зачастую не позволяет в неизменном виде повторно применять экономически эффективную проектную документацию повторного использования, применение которой является обязательным в случае обеспечения строительства объекта капитального строительства государственным заказчиком.

В соответствии с положениями Федерального закона типовой проектной документацией может быть признана проектная документация, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве, реконструкции объекта капитального строительства, введенного в эксплуатацию.

Решение о признании проектной документации типовой проектной документацией принимается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Также Правительством Российской Федерации подлежат установлению критерии, которым должна соответствовать типовая проектная документация, срок ее применения, порядок принятия и отмены решения о признании проектной документации типовой, а также случаи ее обязательного использования.

Сведения о типовой проектной документации подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства.

Устанавливается, что типовая проектная документация может быть использована при подготовке проектной документации для аналогичного объекта капитального строительства (объект должен быть аналогичен по назначению, проектной мощности, природным и иным условиям территории, на которой планируется осуществлять строительство). При этом критерии аналогичности проектируемого объекта капитального строительства также подлежат установлению уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».