Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 94578–8), принятый Государственной Думой 20 апреля 2022 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Проект федерального закона № 94578–8 был разработан во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21 июля 2020 года № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» и плана первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления, одобренного на заседании Президиума Правительственной комиссии по повышению устойчивости российской экономики в условиях санкций 15 марта 2022 года.

Федеральный закон направлен на ускорение реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, предусмотренных утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, осуществляемых за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в том числе в целях сокращения дефицита социальных объектов на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, а также производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов.

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Федеральные законы от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал», от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 1 июля 2017 года № 135-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны», от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом устанавливается, что положения Федерального закона от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (наименование в редакции Федерального закона) (далее – Федеральный закон № 254-ФЗ), действовавшие ранее в отношении магистральной инфраструктуры, применяются в отношении приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры (далее – приоритетные проекты). Закрепляется, что приоритетными проектами являются проекты по строительству, реконструкции объектов капитального строительства в соответствии с приоритетами, целями и задачами, определенными стратегией социально-экономического развития Российской Федерации и стратегией пространственного развития Российской Федерации, а также иных объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, необходимых для обеспечения строительства, реконструкции, эксплуатации объектов инфраструктуры.

Федеральным законом расширяется перечень объектов инфраструктуры, в который включены:

магистральные газопроводы, нефтепроводы, нефтепродуктопроводы, а также объекты магистральной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляются в соответствии с утвержденным Правительством Российской Федерации комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (далее – объекты магистральной инфраструктуры);

объекты социальной инфраструктуры, строительство, реконструкция которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федераций, субъектами Российской Федерации, юридических лиц, доля Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в уставных (складочных) капиталах которых составляет более 50 процентов, в целях сокращения дефицита таких объектов на территориях субъекта Российской Федерации, муниципального образования (далее – объекты социальной инфраструктуры);

объекты промышленной инфраструктуры, строительство которых осуществляется в целях создания, внедрения и развития импортозамещающих, ресурсосберегающих, экологически безопасных технологий, производства продукции, не имеющей российских аналогов, производства инновационных, энергоэффективных строительных материалов (далее – объекты промышленной инфраструктуры).

Также уточняется, что Правительством Российской Федерации утверждается перечень объектов инфраструктуры, необходимых не только для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, но и для их модернизации и расширения.

При этом в Федеральный закон «Об охране озера Байкал» и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» вносятся положения, согласно которым в перечень объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности указанных железнодорожных магистралей, включаются мероприятия по охране окружающей среды, связанные со строительством и реконструкцией объектов, и не допускается включение объектов, предназначенных для постоянного или временного проживания граждан, а также для осуществления рекреационной и иной деятельности, не связанной с обеспечением функционирования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования в составе Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей.

Федеральным законом закрепляется, что строительство, реконструкция объектов инфраструктуры осуществляются с соблюдением требований законодательства об охране окружающей среды, об особо охраняемых природных территориях, земельного, лесного, водного и иного законодательства, направленного на сохранение благоприятной окружающей среды и природных ресурсов, в том числе при выполнении мероприятий по охране окружающей среды, если их выполнение предусмотрено соответствующим законодательством. Также закреплено, что положения Федерального закона № 254-ФЗ не применяются в отношении строительства объектов магистральной инфраструктуры, объектов социальной инфраструктуры и объектов промышленной инфраструктуры на сельскохозяйственных угодьях, мелиорируемых (мелиорированных) землях, а также на землях, на которых расположены защитные леса, на землях особо охраняемых природных территорий. Таким образом, строительство объектов инфраструктуры на этих землях осуществляется в соответствии с общими правилами и требованиями.

Федеральным законом устанавливается, что при реализации проектов по строительству всех без исключения объектов капитального строительства вводится запрет на истребование документов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также подведомственных указанным органам организаций. Наряду с этим Федеральным законом упрощается процедура оформления прав граждан на земельные участки предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, строительства гаражей для собственных нужд или индивидуального жилищного строительства и расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости в части установления срока выполнения кадастровых работ – не более трех рабочих дней, за исключением случая, когда требуется проведение обязательного согласования местоположения границ земельного участка. Также устанавливаются сокращенные (3–5 дней) сроки государственной регистрации прав в отношении указанных объектов. Введены особенности государственного кадастрового учета и регистрации прав в отношении линейного объекта, направленные на сокращение административных процедур.

Федеральным законом вносится дополнение в статью 190 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которому региональный оператор может уплачивать подрядной организации в качестве аванса более чем тридцать процентов стоимости соответствующего вида услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, но только в случаях и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливаются положения, согласно которым в 2022 году Правительство Российской Федерации наделяется правом принимать решения, предусматривающие:

особенности выдачи заключений об отсутствии полезных ископаемых в недрах под участком предстоящей застройки, разрешений на застройку земельных участков, которые расположены за границами населенных пунктов и находятся на площадях залегания полезных ископаемых, на размещение за границами населенных пунктов в местах залегания полезных ископаемых подземных сооружений в пределах горного отвода, а также случаи, когда выдача таких заключений, разрешений не требуется;

случаи, при которых при осуществлении градостроительной деятельности не требуется согласование федерального органа исполнительной власти в области рыболовства, за исключением случаев, при которых такая деятельность оказывает негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания;

особенности порядка определения наличия или отсутствия объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия, на территориях, подлежащих воздействию изыскательских, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных работ, работ по использованию лесов и иных работ, до установления критериев определения территорий, в отношении которых у органов охраны объектов культурного наследия имеются основания предполагать наличие на указанных территориях объектов археологического наследия либо объектов, обладающих признаками объекта археологического наследия.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».