Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 1259595–7), принятый Государственной Думой 5 июля 2022 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), Федеральный закон от 1 июля 2021 года № 275-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом устраняется правовой пробел, связанный с отсутствием в ряде статей Градостроительного кодекса упоминания о городе федерального значения Севастополе при установлении особенностей осуществления градостроительной деятельности в субъектах Российской Федерации – городах федерального значения.

В указанных целях соответствующие изменения (упоминание Севастополя наряду с Москвой и Санкт-Петербургом) вносятся в пункт 8 статьи 1 Градостроительного кодекса, содержащий определение правил землепользования и застройки, пункт 5 части 2 статьи 34 Градостроительного кодекса, закрепляющий особенности установления границ территориальных зон, а также часть 3 статьи 63 Градостроительного кодекса, посвященную особенностям градостроительной деятельности в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе.

Рядом изменений, внесенных Федеральным законом, в законодательство наравне с типовой проектной документацией вводится такой элемент, как типовое проектное решение, под которым понимается содержащееся в типовой проектной документации функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение.

В частности, Федеральным законом по аналогии с положениями о типовой проектной документации, устанавливается, что сведения о типовом проектном решении подлежат включению в единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства. Закрепляется, что порядок признания проектного решения, содержащегося в типовой проектной документации, типовым проектным решением, критерии, которым должно соответствовать указанное типовое проектное решение, а также сроки его применения, порядок использования и внесения в него изменений, основания исключения сведений о типовом проектном решении из единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства подлежат установлению Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом органу исполнительной власти или организации, уполномоченным на проведение экспертизы проектной документации, до направления проектной документации на экспертизу предоставляется возможность осуществлять экспертное сопровождение подготовленных разделов проектной документации объекта капитального строительства (в том числе разделов проектной документации, подготовленных применительно к этапу строительства, реконструкции объекта капитального строительства, изменений в них) в целях оценки соответствия подготовленных разделов проектной документации требованиям, предъявляемым к указанным документам действующим законодательством (в частности, требованиям технических регламентов, санитарно-эпидемиологическим требованиям, требованиям в области охраны окружающей среды и так далее). Порядок такого экспертного сопровождения, в том числе порядок и сроки согласования указанных выше разделов проектной документации, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Также Правительство Российской Федерации наделяется правом определять случаи (помимо непосредственно закрепленных в статье 49 Градостроительного кодекса), при которых проведение экспертизы проектной документации (ее разделов) не требуется.

Федеральным законом закрепленный в части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса перечень случаев, при которых не требуется выдача разрешения на строительство, дополняется таким случаем, как строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования, критерии отнесения к которым подлежат установлению Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом закрепляется возможность подготовки и внесения в генеральный план поселения, городского округа изменений применительно к части населенного пункта, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности. В указанном случае общественные обсуждения и публичные слушания будут подлежать проведению в границах территории, в отношении которой принято решение о подготовке предложений о внесении в генеральный план изменений.

Федеральным законом посредством внесения изменения в Федеральный закон № 218-ФЗ устанавливается, что положение о федеральной государственной информационной системе ведения Единого государственного реестра недвижимости утверждается Правительством Российской Федерации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».