Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“ (проект № 28409–8), принятый Государственной Думой 4 октября 2022 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом предусмотрены изменения в Федеральный закон от 20 июля 2000 года № 104-ФЗ «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 104-ФЗ), направленные на уточнение правового регулирования вопросов создания и деятельности общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации (далее соответственно – община, малочисленные народы).

Федеральным законом установлено, что община может осуществлять любые виды традиционной хозяйственной деятельности малочисленных народов и иные виды деятельности, не запрещенные законодательством Российской Федерации и соответствующие целям, которые предусмотрены ее уставом. Община может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана, и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность предусмотрена ее уставом.

Федеральным законом положения статей 8, 10, 11, 14 Федерального закона № 104-ФЗ приводятся в соответствие с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». Новой редакцией указанных статей уточняются порядок организации общин, содержание устава общин, вопросы членства в общине, порядок проведения и компетенция общего собрания (схода) членов общины.

Федеральным законом установлено, что членами общины малочисленных народов вправе быть лица, относящиеся к малочисленным народам, достигшие возраста 14 лет (вместо 16 лет). Одно лицо может быть членом только одной общины, вводится обязательный учет членов общины.

Федеральным законом предусмотрено, что наряду с членами общины малочисленных народов учитываются члены семьи члена общины (родственники по прямой нисходящей и восходящей линии (дети, в том числе усыновленные (удочеренные), внуки, родители, дедушки, бабушки), полнородные и неполнородные (имеющие общих отца или мать) братья и сестры, родственники третьей степени родства, а также лица, опекуном или попечителем которых является член общины малочисленных народов). Права и обязанности таких лиц, в том числе порядок и характер их участия в хозяйственной деятельности общины, будут определяться ее уставом.

Федеральным законом предусмотрен порядок участия в общинах лиц, не относящихся к малочисленным народам, но постоянно проживающих в местах традиционного проживания и осуществляющих традиционную хозяйственную деятельность малочисленных народов. В частности, указанные лица не могут составлять более одной трети от общего числа членов общины и ее коллегиальных органов, не могут являться председателями таких органов, а также не могут осуществлять полномочия единоличных органов общины малочисленных народов.

В настоящее время статьей 23 Федерального закона № 104-ФЗ установлено право общин требовать возмещения убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба окружающей среде.

Федеральным законом закреплено право общин на возмещение убытков, причиненных им в результате нанесения ущерба исконной среде обитания малочисленных народов хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности и физическими лицами, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Следует отметить, что Положение о порядке возмещения убытков, причиненных коренным малочисленным народам Российской Федерации, объединениям коренных малочисленных народов Российской Федерации и лицам, относящимся к коренным малочисленным народам Российской Федерации, в результате нанесения ущерба исконной среде обитания коренных малочисленных народов Российской Федерации хозяйственной деятельностью организаций всех форм собственности, а также физическими лицами, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 года № 1488.

Федеральным законом предусмотрены переходные положения, согласно которым учредительные документы общин подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона № 104-ФЗ (в редакции Федерального закона) при первом внесении изменений в указанные учредительные документы. До этого они действуют в части, не противоречащей указанным положениям.

В тексте Федерального закона учтены поправки, внесенные сенаторами Российской Федерации А.А. Шевченко, В.Ф. Городецким, А.К. Акимовым, Г.П. Ледковым, в части сохранения права члена общины на получение доли из имущества общины или компенсации такой доли при выходе из общины либо при ее ликвидации.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации“.