Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 909970–7), принятый Государственной Думой 8 декабря 2022 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом в целях совершенствования законодательства по защите прав граждан-участников долевого строительства вносятся изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», Федеральный закон от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральным законом предусмотрены следующие новеллы.

1. Публично-правовая компания «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) наделяется полномочием по изменению решения о финансировании мероприятий по завершению строительства объекта незавершенного строительства (далее – объект) на решение о выплате возмещения гражданам – участникам строительства в случае наличия одного из следующих обстоятельств, выявленных после принятия Фондом соответствующего решения по завершению строительства объекта: возникли ограничения, установленные действующим законодательством, являющиеся основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию; истек срок действия договора аренды (безвозмездного пользования) земельного участка, на котором расположен объект, и отсутствуют правовые основания для приобретения прав на такой земельный участок в целях завершения строительства объекта; в отношении объекта и (или) земельного участка, на котором он расположен, наложен арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога; вступило в силу решение суда о признании объекта самовольной постройкой; отсутствует техническая возможность подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения; по результатам обследования технического состояния объекта выявлена необходимость выполнения работ по усилению и (или) демонтажу его несущих и (или) ограждающих конструкций, а также их элементов.

Федеральным законом закрепляется полномочие Фонда на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации принять решения об изменении способа восстановления прав граждан в отношении объектов, ранее переданных Фонду субъекта Российской Федерации для завершения их строительства, устанавливается соответствующий порядок взаимодействия Фонда с Фондом субъекта Российской Федерации. В случае принятия Фондом решения об изменении способа восстановления прав граждан Фонд субъекта Российской Федерации осуществляет возврат Фонду денежных средств, предоставленных ему ранее для завершения строительства переданных объектов.

2. Уточняется перечень сведений, которыми обмениваются Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд в целях возврата средств материнского капитала. Пенсионный фонд Российской Федерации, в частности, сообщает Фонду сведения о серии и номере государственного сертификата, дате его выдачи, а также об адресе и кадастровом номере земельного участка, на котором осуществлялось строительство проблемного объекта. Также Федеральным законом механизм возврата средств материнского капитала распространен на граждан – членов кооперативов, созданных в рамках дел о банкротстве застройщиков, в случае выплаты им Фондом возмещения.

3. Вводится положение о выплате возмещения гражданину – члену кооператива по требованиям, предусматривающим передачу машино-мест и нежилых помещений, в размере цены, уплаченной таким гражданином, только в отношении одного машино-места и (или) одного нежилого помещения в объекте (по аналогии с выплатами, производимыми за подобные объекты гражданам – участникам строительства).

4. Расширяются направления расходования полученных за счет средств Фонда средств бюджета субъекта Российской Федерации. Указанные средства можно будет предоставлять в виде субсидии лицам, заключившим договоры о комплексном развитии территории жилой застройки, не только на возмещение уже понесенных ими расходов на выполнение обязательств по созданию либо приобретению жилых помещений для предоставления гражданам, переселяемым из аварийного жилищного фонда, но и на их оплату (то есть авансирование таких расходов).

5. В целях отражения в Едином реестре проблемных объектов (далее – ЕРПО) актуальной информации о проблемных объектах, в отношении которых требуется принятие мер по защите прав граждан-участников долевого строительства, корректируются основания исключения проблемных объектов из ЕРПО.

В частности, из ЕРПО проблемный объект подлежит исключению после осуществления выплаты возмещения первому гражданину – участнику строительства в случае принятия Фондом решения о финансировании выплаты возмещения (в настоящее время проблемный объект исключается из ЕРПО после вынесения определения арбитражного суда о передаче Фонду проблемного объекта в случае принятия Фондом решения о финансировании выплаты возмещения).

6. Закрепляется возможность использования до 31 декабря 2023 года национальными объединениями саморегулируемых организаций средств компенсационных фондов, зачисленных на их специальные банковские счета, для осуществления указанными национальными объединениями функций, направленных на снижение негативных последствий введения в отношении Российской Федерации ограничительных мер экономического характера. Размер и порядок использования средств компенсационных фондов, а также конкретные функции, на которые допускается их расходование, подлежат установлению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».