Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 181 Федерального закона „О защите конкуренции“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 181 Федерального закона „О защите конкуренции“ (проект № 136003–8), принятый Государственной Думой 8 декабря 2022 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на оптимизацию осуществления градостроительной деятельности, в связи с чем предусматриваются следующие изменения.

1. Устанавливается возможность разработки и утверждения единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования поселения, городского округа (далее – единый документ), которым признается соответственно генеральный план поселения или городского округа, в том числе подготовленный применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта, который наряду с положением о территориальном планировании и картами, подлежащими включению в генеральный план, содержит карты градостроительного зонирования, градостроительные регламенты в отношении земельных участков и объектов капитального строительства, порядок их применения и внесения в них изменений.

Обязательными приложениями к единому документу являются сведения о границах населенных пунктов, входящих в состав поселения или городского округа, а также сведения о границах территориальных зон.

Порядок подготовки и утверждения единого документа, внесения в него изменений подлежит установлению Правительством Российской Федерации.

Решение о подготовке единого документа и изменений в него принимается высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации либо главой местной администрации поселения, городского округа (если это предусмотрено нормативным правовым актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации).

Подготовка единого документа обеспечивается местной администрацией, для чего утверждается состав и порядок деятельности комиссии по подготовке проекта единого документа.

По проекту единого документа предусматривается проведение общественных обсуждений или публичных слушаний.

Утверждается единый документ, а также изменения в него представительным органом местного самоуправления поселения, городского округа или, если это предусмотрено законодательством субъекта Российской Федерации о градостроительной деятельности, местной администрацией.

Оговаривается, что в случае утверждения единого документа, в том числе применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, частям населенного пункта, подготовка и утверждение правил землепользования и застройки применительно к территориям указанных населенных пунктов, их частям не осуществляется. В данном случае ранее утвержденные правила землепользования и застройки подлежат признанию утратившими силу.

2. Взамен действующего в настоящее время исчерпывающего перечня документов, сведений, материалов, согласований, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации и необходимых застройщику, техническому заказчику для выполнения предусмотренных Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) мероприятий при реализации проекта по строительству объекта капитального строительства, предусматривается создание реестра таких документов, сведений, материалов, согласований (далее – реестр документов) в виде общедоступного государственного информационного ресурса.

Устанавливается запрет на предъявление требований о получении документов, сведений, материалов, согласований, не включенных в реестр документов.

Порядок формирования и ведения реестра документов, его структура, состав, порядок и основания включения в него документов подлежат установлению Правительством Российской Федерации.

3. Предусматривается создание Единой информационной системы обеспечения градостроительной деятельности «Стройкомплекс.РФ» (далее – единая информационная система), которая представляет собой государственную информационную систему, функционирующую на основе программных, технических средств и информационных технологий, обеспечивающих сбор, обработку, хранение, предоставление, размещение и использование информации, сведений, документов и материалов о развитии территорий, об их застройке, о существующих и планируемых к размещению объектах капитального строительства и иных необходимых для осуществления градостроительной деятельности сведений.

Единая информационная система включает в себя: реестр документов, реестр требований в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса; классификатор строительной информации; сведения о выданных уполномоченными на то органами и организациями разрешениях на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию; иные документы, сведения, материалы, которые необходимы для обеспечения градостроительной деятельности и перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации.

Единая информационная система в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации, обеспечивает интеграцию с Единым государственным реестром недвижимости, единой информационной системой жилищного строительства, иными информационными системами, определенными Правительством Российской Федерации.

Порядок создания, развития, эксплуатации и ведения единой информационной системы определяется Правительством Российской Федерации.

4. Устанавливается обязательное ведение исполнительной документации при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с проектной и рабочей документациями.

Исполнительная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой и графической формах и отображающую фактическое исполнение функционально-технологических, конструктивных, инженерно-технических и иных решений, содержащихся в проектной и рабочей документациях, состав и порядок ведения которой подлежит установлению Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации.

5. Исключаются из особо опасных и технически сложных объектов использования атомной энергии, объекты, содержащие:

— только радиационные источники, в которых генерируется ионизирующее излучение, на объектах, радиационное воздействие от которых в случае аварии ограничивается помещениями, где осуществляется непосредственное обращение с источниками ионизирующего излучения;

— радиационные источники, содержащие в своем составе только радионуклидные источники четвертой и пятой категорий радиационной опасности в соответствии с законодательством Российской Федерации об использовании атомной энергии.

Исключение указанных объектов из особо опасных и технически сложных позволит снизить в отношении указанных объектов сроки проведения проектных работ и объемы затрат на капитальные вложения, не приведя к ослаблению требований по безопасному использованию атомной энергии.

Федеральным законом устанавливаются переходные положения на период разработки ряда документов и запуска информационных систем, предусмотренных рассматриваемым законом.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статью 181 Федерального закона „О защите конкуренции“.