Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» (проект № 260064–8), принятый Государственной Думой 22 июня 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом в целях совершенствования процедур в сфере градостроительной деятельности вносятся изменения в 7 федеральных законов, в частности в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Федеральный закон от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (далее – Федеральный закон № 174-ФЗ), Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации, Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ).

Федеральным законом статья 60 Градостроительного кодекса дополняется новой частью 12, устанавливающей, что в случае разрушения, повреждения здания, сооружения либо части здания, сооружения, нарушения требований безопасности при сносе здания, сооружения, возникших вследствие недостатков работ по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, внесению изменений в такую проектную документацию, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, выполненных членом саморегулируемой организации, субсидиарную ответственность по возмещению вреда собственнику здания несут:

1) саморегулируемая организация в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда в случае, если лицо, выполнившее соответствующие работы, являлось членом указанной саморегулируемой организации;

2) Национальное объединение саморегулируемых организаций в случае исключения саморегулируемой организации из государственного реестра саморегулируемых организаций в пределах средств компенсационного фонда возмещения вреда указанной саморегулируемой организации, зачисленных на счет такого Национального объединения, либо саморегулируемая организация, членом которой стало лицо, выполнившее работы, вследствие недостатков которых причинен вред собственнику здания, сооружения.

Федеральным законом Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по определению единого порядка подготовки и утверждения документации по планировке территории (статья 45 Градостроительного кодекса).

Также Правительство Российской Федерации наделяется полномочием по установлению порядка подготовки и утверждения проекта планировки территории в отношении территорий исторических поселений федерального и регионального значения (ранее такой порядок мог устанавливаться нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации).

Федеральным законом определяется, что Правительство Российской Федерации вправе установить порядок проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации объектов по принципу «одного окна», в соответствии с которым проведение указанных экспертиз осуществляется на основании однократного обращения заявителя, а взаимодействие между органами, организациями, уполномоченными на проведение указанных экспертиз, осуществляется без участия заявителя (часть 64 статьи 49 Градостроительного кодекса).

Соответствующие изменения вносятся в Федеральный закон № 174-ФЗ, устанавливающие возможность проведения государственной экологической экспертизы объектов (в том числе повторной) в соответствии с предусмотренным Градостроительным кодексом и утвержденным Правительством Российской Федерации порядком проведения государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы проектной документации по принципу «одного окна» (статья 14).

Определяется, что материалы, необходимые для проведения государственной экологической экспертизы (в том числе повторной) представляются в электронной форме одновременно с документами и материалами, необходимыми для проведения государственной экспертизы проектной документации (при условии соответствия формы и содержания направляемых на государственную экологическую экспертизу материалов установленным требованиям).

Федеральным законом сокращается срок проведения государственной экологической экспертизы с двух месяцев до сорока двух рабочих дней, который может быть продлен на двадцать рабочих дней по заявлению заказчика (ранее срок мог быть продлен на один месяц).

Федеральным законом предусматривается, что сведения о заключении государственной экологической экспертизы должны размещаться на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ее территориального органа) или уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сети «Интернет» с соблюдением требований законодательства Российской Федерации о государственной, коммерческой и (или) иной охраняемой законом тайне (статья 38 Федерального закона № 174-ФЗ).

Федеральным законом из Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации исключаются положения о необходимости согласования с администрациями бассейнов внутренних водных путей проектов транспортного и инфраструктурного строительства на территории речных портов, причалов и береговой полосы, что направлено на сокращение сроков ввода таких объектов (статьи 9 и 10).

Федеральный закон № 191-ФЗ дополняется положением, устанавливающим, что до 1 января 2025 года в отношении объектов капитального строительства, разрешения на строительство которых выданы до 1 января 2023 года и по которым не выданы разрешения на ввод их в эксплуатацию, не может осуществляться отказ во внесении изменений в разрешение на строительство по причине несоответствия планируемого объекта капитального строительства разрешенному использованию земельного участка и установленным ограничениям.

Федеральным законом предусматриваются переходные положения в части регулирования правоотношений, возникших до дня вступления его в силу.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации».