Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и статью 2 Федерального закона „Об особо охраняемых природных территориях“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и статью 2 Федерального закона „Об особо охраняемых природных территориях“ (проект № 130154–8), принятый Государственной Думой 28 июня 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на оптимизацию реализации программы реновации жилищного фонда в городе Москве, а также на установление возможности передачи органам исполнительной власти города Москвы ряда полномочий федеральных органов исполнительной власти в отношении части территории национального парка, расположенной в границах города Москвы.

Федеральным законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (далее – Закон Российской Федерации № 4802-I), а также Федеральный закон от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», предусматривающие следующие новеллы.

1. Сокращается с 30 до 20 дней (с момента получения собственником жилого помещения проекта договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение с условием предоставления равнозначного жилого помещения) срок подачи в уполномоченный орган исполнительной власти города Москвы заявления о предоставлении по программе реновации вместо равнозначного жилого помещения равноценного возмещения в денежной форме или равноценного помещения.

2. Сокращается с 90 до 30 дней срок, по истечении которого при незаключении собственником жилого помещения договора о переходе права собственности на жилое помещение, орган исполнительной власти города Москвы вправе обратиться в суд с соответствующими требованиями.

3. Устанавливаются особенности возмещения стоимости недвижимого имущества, изымаемого в целях реализации программы реновации в городе Москве, которое находится в собственности физического или юридического лица, и (или) убытков, причиненных таким изъятием.

В частности, спор о размере подлежащих возмещению стоимости изымаемого имущества и (или) убытков, причиненных таким изъятием, подлежит выделению судом в отдельное производство и рассматривается отдельно от спора об изъятии недвижимого имущества; при вынесении судебного акта по спору об изъятии недвижимого имущества судом устанавливается размер компенсации на основании отчета об оценке изымаемых объектов недвижимого имущества и (или) причиненных таким изъятием убытков, подготовленного оценщиком по заказу органа исполнительной власти, принявшего решение об изъятии недвижимого имущества. Размер компенсации, подлежащей доплате за изымаемое недвижимое имущество, устанавливается судом в рамках спора, выделенного в отдельное производство.

4. Предусматривается возможность передачи осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области организации, функционирования, охраны и использования части территории национального парка, расположенной в границах города Москвы, органам исполнительной власти города Москвы.

Устанавливается, что указанные полномочия подлежат передаче нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, предусмотренным Федеральным законом от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», на основании обращения высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы и в дальнейшем осуществляются за счет средств бюджета города Москвы.

Передаваемые полномочия включают возможность осуществления на части территории национального парка, расположенной в границах города Москвы, мер пожарной безопасности в лесах, установления и изменения охранной зоны, а также установления режима ее особой охраны, включая ограничения использования земель, земельных участков и водных объектов в границах такой охранной зоны.

Также предусмотрена возможность принятия решения о реконструкции и капитальном ремонте ранее созданных на части территории национального парка, расположенной в границах города Москвы, и необходимых для реализации общегородских задач объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур, а также решения о размещении объектов, связанных с функционированием данной части территории национального парка.

Размещение иных объектов капитального строительства на рассматриваемой территории (в том числе автомобильных дорог общего пользования или их участков, мостов, защитных дорожных сооружений, искусственных дорожных сооружений, элементов обустройства автомобильных дорог, объектов дорожного сервиса, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта, транспортно-пересадочных узлов, объектов инженерной инфраструктуры, линий связи) возможно по согласованию с Правительством Российской Федерации в установленном им порядке.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и статью 2 Федерального закона „Об особо охраняемых природных территориях“.