Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“ (проект № 1164301–7), принятый Государственной Думой 21 июля 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей.

В соответствии с подпунктом 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления отнесено осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами.

Федеральным законом от 26 июля 2017 года № 179-ФЗ «Об основах приграничного сотрудничества» закреплены полномочия органов местного самоуправления муниципальных образований приграничных субъектов Российской Федерации в сфере приграничного сотрудничества и порядок заключения соглашений о приграничном сотрудничестве муниципальных образований.

Вместе с тем у иных муниципальных образований, которые находятся на территории субъектов Российской Федерации, не являющихся приграничными, отсутствует столь же четкая правовая основа для осуществления международных и внешнеэкономических связей с иностранными партнерами.

В связи с этим для обеспечения правового регулирования отношений, связанных с осуществлением органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей, Федеральным законом, в том числе предусматривается закрепление:

1) полномочий федерального органа исполнительной власти в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления по разработке, реализации и обеспечению проведения единой государственной политики в сфере международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, определению приоритетных направлений международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления, представлению интересов Российской Федерации в отношениях с иностранными государствами и международными организациями по вопросам международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления;

2) полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по правовому регулированию осуществления органами местного самоуправления международных и внешнеэкономических связей, а также по предоставлению правовой, организационной и методической поддержки органам местного самоуправления при осуществлении ими международных и внешнеэкономических связей;

3) полномочий органов местного самоуправления в сфере международных и внешнеэкономических связей.

Федеральным законом устанавливается открытый перечень полномочий указанных органов, предусматривающий, в том числе полномочия по проведению встреч, консультаций и иных мероприятий в сфере международных и внешнеэкономических связей с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований иностранных государств, а также заключение соглашений в указанной сфере с органами местного самоуправления иностранных государств.

Федеральным законом предусматривается, что международные и внешнеэкономические связи осуществляются органами местного самоуправления по согласованию с органами государственной власти субъекта Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Комитет Совета Федерации по международным делам и Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагают одобрить Федеральный закон.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ и статью 44 Федерального закона „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“.