Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 322234–8), принятый Государственной Думой 19 июля 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения в 8 федеральных законов: Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Земельный кодекс Российской Федерации (далее – Земельный кодекс), Федеральный закон от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 137-ФЗ), Федеральный закон от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 191-ФЗ), Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), Федеральный закон от 31 декабря 2017 года № 507-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ).

Предусмотренные Федеральным законом изменения направлены на уточнение процедуры установления границ населенных пунктов и территориальных зон при наличии их пересечения с границами земельных участков, а также внесения сведений о границах населенных пунктов и территориальных зон в Единый государственный реестр недвижимости (далее — ЕГРН), в том числе в рамках исправления органом регистрации прав реестровых ошибок.

В Градостроительный кодекс вносятся изменения, устанавливающие возможность внесения в документы территориального планирования муниципальных образований изменений, предусматривающих изменение границ населенных пунктов в связи с устранением пересечения их границ с границами земельных участков, без проведения общественных обсуждений или публичных слушаний (статья 18). При этом принятия решения о подготовке предложений о внесении изменений в документы территориального планирования не требуется.

Федеральным законом предусматривается необходимость опубликования (размещения на официальном сайте, в информационной системе территориального планирования или на региональном портале государственных и муниципальных услуг) схемы территориального планирования муниципального района и генерального плана городского округа после внесения в них изменений, связанных с устранением выявленного пересечения границ населённых пунктов, органом государственной власти или органом местного самоуправления, утвердившим документ территориального планирования муниципального образования, которым установлены границы населённого пункта (статьи 20 и 24 Градостроительного кодекса).

В Земельный кодекс вносятся изменения, устанавливающие возможность образования земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, если образование участка происходит в целях осуществления пользования недрами, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов, их неотъемлемых технологических частей, гидротехнических сооружений, а также строительства водохранилищ, иных искусственных водных объектов. Не является препятствием для образования земельного участка наличие пересечения границ земельных участков с границами зон с особыми условиями использования территорий, границами территорий, в отношении которых устанавливается публичный сервитут, территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, территории, в отношении которой принято решение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, Байкальской природной территории и ее экологических зон (статья 119).

Предусматривается, что установление, изменение границ городских и сельских населенных пунктов осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности (статья 84 Земельного кодекса).

Статья 3 Федерального закона № 137-ФЗ дополняется положением о возможности образования земельных участков, расположенных в границах полос отвода автомобильных дорог, при отсутствии проекта межевания территории на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (за исключением случаев, если образование земельного участка требуется для реконструкции автомобильной дороги).

Федеральный закон № 191-ФЗ дополняется новой статьей 1021, согласно которой до 1 января 2027 года устанавливаются особенности подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, которыми осуществляется установление или изменение границы населенного пункта, а также особенности подготовки правил землепользования и застройки, которыми устанавливаются или изменяются границы территориальных зон.

В частности, определяется, что при подготовке документов территориального планирования муниципального образования границы населенных пунктов могут устанавливаться при наличии пересечения границ одного земельного участка (в соответствии с границами которого устанавливаются границы населенного пункта) с границами другого земельного участка или пересечения устанавливаемых границ населенного пункта с границами земельных участков, занятых линейными объектами (за исключением случаев, если такое установление приводит к нарушению обязательных требований, применяющихся при размещении указанных линейных объектов, или не соответствует ограничениям, установленным в границах зон с особыми условиями использования территории).

При подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон могут устанавливаться при наличии пересечения границ территориальной зоны с границами земельных участков, занятых линейными объектами, или пересечения границ одного земельного участка (в соответствии с границами которого устанавливаются границы территориальной зоны) с границами другого земельного участка.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон № 218-ФЗ, согласно которым в случае, если при внесении в ЕГРН сведений о местоположении границ населенных пунктов и границ территориальных зон органом регистрации прав выявлено пересечение таких границ с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в ЕГРН, орган регистрации прав вносит в реестр границ описание местоположения границ населенного пункта, территориальных зон, в том числе изменения в описание их местоположения в целях приведения этих сведений в соответствие с содержащимся в ЕГРН описанием местоположения границ земельных участков.

При этом орган регистрации прав вправе вносить такие изменения, если более пятидесяти процентов площади указанного земельного участка находится соответственно в границах или за границами определенного населенного пункта, определенной территориальной зоны.

В указанном случае орган регистрации прав направляет с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия в орган государственной власти или орган местного самоуправления, утвердившие документ территориального планирования муниципального образования или правила землепользования и застройки, которыми установлены границы соответственно населенного пункта, территориальной зоны, а также посредством личного кабинета или по адресу электронной почты правообладателю земельного участка, с границами которого выявлено пересечение и сведения о котором содержатся в ЕГРН, предложения об изменении описания местоположения границ населенных пунктов, территориальных зон в целях приведения этих сведений в соответствие с содержащимся сведениями в ЕГРН. Правообладателю земельного участка, с границами которого выявлено пересечение, также направляется информация о категории земель, к которой будет отнесен его земельный участок, и (или) о территориальной зоне, в которой его земельный участок будет расположен (новые части 8, 10– 1011 статьи 34 Федерального закона № 218-ФЗ).

Исключение составляет земельный участок, предназначенный для размещения линейного объекта — при выявлении пересечения границ подобного земельного участка с границами населенного пункта или территориальной зоны орган регистрации прав одновременно с внесением в реестр границ сведений о местоположении границ населенного пункта осуществляет государственный кадастровый учет в связи с разделом данного земельного участка, а также государственную регистрацию права лица, являющегося правообладателем исходного земельного участка, на образованные земельные участки (часть 21 статьи 41 Федерального закона № 218-ФЗ).

Федеральным законом орган регистрации прав наделяется полномочием по исправлению (устранению) реестровых ошибок в местоположении здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке (статья 61 Федерального закона № 218-ФЗ).

Кроме того, Федеральным законом устанавливается полномочие органа государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), по утверждению единого документа территориального планирования и градостроительного зонирования применительно к территориям двух и более поселений, и (или) муниципальных округов, городских округов, и (или) отдельных населенных пунктов, входящих в их состав (статья 44 Федерального закона № 414-ФЗ).

Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных его положений, для которых установлен иной срок вступления в силу (со дня официального опубликования Федерального закона).

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию и Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».