Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О северном завозе»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О северном завозе» (проект № 301981–8), принятый Государственной Думой 20 июля 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на регулирование отношений, связанных с осуществлением завоза грузов на территории с ограниченными сроками завоза грузов, расположенные в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, а также отношений, связанных с установлением цен на отдельные виды товаров, торговых надбавок к ценам на них, тарифов на отдельные услуги.

Федеральным законом определяются основные понятия в указанной сфере, в том числе «северный завоз», «территории северного завоза», «грузы северного завоза», «опорная сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза» и другие.

Согласно Федеральному закону, северный завоз – это комплекс организационных, транспортно-логистических мероприятий по регулярному, бесперебойному снабжению грузами северного завоза населения территорий северного завоза, а также финансовых механизмов обеспечения такого снабжения.

В целях построения эффективной системы управления северным завозом Федеральным законом разграничиваются полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в указанной сфере.

К основным полномочиям Правительства Российской Федерации относится:

выработка и проведение единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза;

определение перечня территорий северного завоза и порядка внесения в него изменений;

определение перечня объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющей опорную сеть, по предложению высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации;

определение федерального координатора и единого морского оператора северного завоза;

оказание государственной поддержки участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов первой категории.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации относится, в том числе:

планирование, организация и координация северного завоза в рамках единой государственной политики в сфере осуществления северного завоза, реализуемой федеральным координатором северного завоза;

подготовка предложений о включении территорий с ограниченными сроками завоза грузов, расположенных в границах муниципальных образований, относящихся к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям, в перечень территорий северного завоза или об исключении указанных территорий с ограниченными сроками завоза грузов из такого перечня;

подготовка предложений о включении объектов транспортно-логистической инфраструктуры, расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, в перечень объектов транспортно-логистической инфраструктуры, составляющих опорную сеть объектов транспортно-логистической инфраструктуры северного завоза.

Предусматривается, что органы местного самоуправления, в том числе будут участвовать в планировании северного завоза, а также в подготовке предложений о включении территорий в перечень территорий северного завоза и (или) о внесении изменений в указанный перечень.

Установленные Федеральным законом полномочия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере осуществления северного завоза могут быть перераспределены.

Важной новеллой Федерального закона является определение Правительством Российской Федерации федерального координатора северного завоза, который будет осуществлять, в том числе функции по координации и мониторингу деятельности федеральных органов исполнительной власти, исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции планирования, организации и координации северного завоза, органов местного самоуправления в сфере осуществления северного завоза.

Федеральным законом предусматривается разделение грузов северного завоза на две категории.

К грузам первой категории будут относиться грузы, необходимые для обеспечения жизнедеятельности населения и стабильного функционирования организаций социальной сферы, жилищно-коммунального хозяйства и энергетики. Перечень таких грузов будет определяться Правительством Российской Федерации. Также устанавливается, что Правительство Российской Федерации оказывает государственную поддержку участникам северного завоза, осуществляющим поставку грузов первой категории.

Грузы второй категории – это грузы для государственных и муниципальных нужд (за исключением грузов первой категории).

В зависимости от категории грузов будут оказываться финансовые и иные меры поддержки участникам северного завоза.

В частности, социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары народного потребления первой необходимости, лекарственные средства, медицинские изделия, специализированные продукты лечебного питания, топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы, которые отнесены к первой категории, а также грузы второй категории будут перевозиться и обслуживаться на объектах транспортно-логистической инфраструктуры в приоритетном порядке.

Данные изменения позволят создать условия для минимизации рисков срыва сроков доставки жизненно важных товаров в удаленные и труднодоступные населенные пункты Крайнего Севера.

Высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации наделяется правом устанавливать снабженческо-сбытовые и торговые надбавки к ценам на продукцию (товары), реализуемую на территориях северного завоза, предельные значения розничных и оптовых цен на грузы первой категории и продукцию (товары), изготавливаемые с их применением, тарифы на перевозку и хранение грузов первой категории, погрузочно-разгрузочные работы и приемо-складские операции в отношении грузов первой категории, за исключением случаев, если регулирование таких надбавок, цен, тарифов осуществляется федеральными органами государственной власти.

В целях создания необходимых условий и стимулов для лиц, осуществляющих деятельность в сфере северного завоза, Федеральным законом предусматриваются финансовые, имущественные и иные меры государственной и муниципальной поддержки северного завоза.

Финансовая поддержка северного завоза может осуществляться посредством предоставления участникам северного завоза бюджетных кредитов и (или) субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в иных формах, предусмотренных бюджетным законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в том числе в рамках государственных программ Российской Федерации, государственных программ субъектов Российской Федерации, муниципальных программ.

Предусматривается, что имущественная поддержка северного завоза может осуществляться органами государственной власти, местными администрациями посредством передачи во владение и (или) в пользование государственного и муниципального имущества юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям, являющимся участниками северного завоза, в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Федеральным законом закрепляются механизмы предотвращения дефицита товаров северного завоза вследствие сбоев в поставках (создание стратегического запаса грузов жизнеобеспечения на уровне субъекта Российской Федерации, выпуск материальных ценностей из государственного материального резерва).

Предусматривается создание Федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза. Посредством указанной информационной системы будет обеспечиваться формирование, сбор, обработка, хранение и анализ информации о северном завозе, планирование северного завоза, а также учет и мониторинг движения грузов северного завоза.

Федеральным законом устанавливается, что в целях определения ежегодной потребности в грузах северного завоза федеральным координатором северного завоза на трехлетний период будет формироваться и утверждаться план северного завоза с учетом стратегического запаса грузов жизнеобеспечения (в случае принятия высшим должностным лицом соответствующего субъекта Российской Федерации решения о создании такого запаса).

В соответствии с Федеральным законом перевозка грузов северного завоза осуществляется морским, внутренним водным, автомобильным, железнодорожным и воздушным видами транспорта.

В целях осуществления регулярных каботажных перевозок грузов северного завоза между морскими портами Правительством Российской Федерации сроком на пятнадцать лет будет определяться единый морской оператор северного завоза. Правительство Российской Федерации должно определить дату (не позднее 1 января 2026 года) начала деятельности единого морского оператора северного завоза.

Федеральный закон вступает в силу с 1 апреля 2024 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О северном завозе».