Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации „

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации» (проект № 340155–8), принятый Государственной Думой 2 ноября 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом закрепляется возможность установления в субъекте Российской Федерации – городе федерального значения Москве особенностей определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Федеральным законом вносятся изменения в статью 4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» (далее – Закон «О статусе столицы Российской Федерации»), а статья 157 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) дополняется новой частью 9, согласно которым органы государственной власти города Москвы наделяются полномочиями по установлению особенностей определения размера платы за коммунальную услугу по отоплению в части расчёта среднемесячного объема потребления тепловой энергии на отопление в целях равномерной оплаты коммунальной услуги по отоплению в течение календарного года, порядка и сроков проведения корректировки размера платы за коммунальную услугу по отоплению.

Кроме того, статья 4 Закона «О статусе столицы Российской Федерации» дополняется положением, в соответствии с которым органы государственной власти города Москвы устанавливают порядок возмещения теплоснабжающей организации недополученных доходов, возникших в связи с предоставлением коммунальной услуги по отоплению, компенсации указанной организации иных расходов по решению высшего исполнительного органа государственной власти города Москвы, в том числе в случае превышения размера платы за коммунальную услугу по отоплению, предоставленную потребителю в жилом помещении, в каком‑либо расчетном периоде, над размером платы за такую коммунальную услугу, начисленной за аналогичный расчётный период прошлого года, на величину, установленную высшим исполнительным органом государственной власти города Москвы без учёта роста цен (тарифов) на тепловую энергию, теплоноситель.

Правовым последствием принятия Федерального закона станет предотвращение значительного увеличения размера платы потребителей за коммунальную услугу по отоплению в городе Москве, связанного с годовыми температурными (климатическими) колебаниями.

Федеральный закон вступает в силу со дня официального опубликования.

Федеральным законом установлено, что действие положений статьи 4 Закона «О статусе столицы Российской Федерации» и статьи 157 Жилищного кодекса в редакции Федерального закона распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 года.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Комитет Совета Федерации по экономической политике предлагает одобрить Федеральный закон.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации рассмотреть и одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О статусе столицы Российской Федерации“ и статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации».