Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 452646–8), принятый Государственной Думой 15 декабря 2023 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование механизма комплексного развития территорий.

Федеральным законом вносятся взаимосвязанные изменения в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), Жилищный кодекс Российской Федерации, Земельный кодекс Российской Федерации, Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), Федеральный закон от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 года № 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации», Федеральный закон от 30 декабря 2021 года № 448-ФЗ «О публично-правовой компании „РОСКАДАСТР“, Федеральный закон от 4 августа 2023 года № 438-ФЗ „О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации“, предусматривающие следующие новеллы.

1. Вводится понятие оператора комплексного развития территории как юридического лица, определенного Российской Федерацией или субъектом Российской Федерации и обеспечивающего реализацию решения о комплексном развитии территории.

При этом оператором комплексного развития территории, определенным Правительством Российской Федерации и обеспечивающим реализацию принятого им решения о комплексном развитии территории, может быть определено юридическое лицо, которое создано Российской Федерацией или в уставном (складочном) капитале которого доля Российской Федерации составляет более 50 процентов, или дочернее общество, в уставном (складочном) капитале которого более 50 процентов долей принадлежит такому юридическому лицу.

Оператор комплексного развития территории наделяется правом принимать решение о проведении торгов на право заключения договора о комплексном развитии территории, а также заключать соответствующий договор по итогам проведенных торгов.

В Федеральный закон № 218-ФЗ вносится изменение, в соответствии с которым публично-правовая компания «Фонд развития территорий» наделяется полномочием по осуществлению функций оператора комплексного развития территории.

2. Предусматривается уравнивание в правах при реализации отдельных этапов комплексного развития территории операторов комплексного развития территории с лицами, с которыми заключены договоры о комплексном развитии территории (например, право на самостоятельное принятие решения о подготовке документации по планировке территории, на обращение к правообладателю сети инженерно-технического обеспечения для заключения договора о подключении (технологическом присоединении) объектов капитального строительства к таким сетям и так далее).

3. Устанавливается возможность включения в границы комплексного развития незастроенной территории земельных участков, обремененных сервитутами, публичными сервитутами.

4. Действие статьи 522 Градостроительного кодекса, регулирующей вопрос реконструкции, капитального ремонта существующих линейных объектов в связи с планируемым строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом объектов капитального строительства, распространяется на объекты, строительство и реконструкция которых осуществляется в рамках реализации решений о комплексном развитии территорий и (или) договоров о комплексном развитии территорий. Это позволит осуществлять переустройство или перенос сетей инженерно-технического обеспечения, относящихся к категории линейных объектов, в рамках осуществления комплексного развития территории.

5. Предусматривается возможность осуществления комплексного развития территории в соответствии с ранее утвержденной, не потерявшей свою актуальность документацией по планировке территории, подготовка и утверждение которой осуществлялись не в рамках комплексного развития территории.

С указанной целью статья 66 Градостроительного кодекса дополняется новой частью 10, в соответствии с которой подготовка и утверждение документации по планировке территории не требуются в случае, если решение о комплексном развитии территории и (или) договор о комплексном развитии территории содержат сведения о документации по планировке территории, в соответствии с которой осуществляется ее комплексное развитие и которая соответствует видам разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства и (или) предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, установленным правилами землепользования и застройки.

6. Устанавливается возможность проведения торгов на право заключения двух и более договоров о комплексном развитии территорий в случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

7. Акционерному обществу «ДОМ.РФ» как единому институту развития в жилищной сфере в рамках осуществления им комплексного развития незастроенной территории предоставляется право включения в договор о комплексном развитии незастроенной территории обязательства лица, заключившего с ним такой договор, передать после окончания строительства объекты недвижимого имущества, определить перечень данных объектов и условия их передачи.

8. Закрепляется обязательность размещения в государственных информационных системах обеспечения градостроительной деятельности субъектов Российской Федерации решения о комплексном развитии территории, договора о комплексном развитии территории и иных сведений, документов, материалов, согласованных, выданных, утвержденных в рамках осуществления комплексного развития территории.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендуют одобрить Федеральный закон.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».