Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию жилищного строительства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 458276–8), принятый Государственной Думой 30 января 2024 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ), предусматривающие наделение организации по развитию туризма (акционерного общества «Корпорация Туризм.РФ») полномочиями агента Российской Федерации по формированию и предоставлению земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в целях содействия развитию туризма на территории Российской Федерации.
В связи с этим изменяются наименование и предмет регулирования Федерального закона № 161-ФЗ, новое наименование – «О содействии развитию жилищного строительства, созданию объектов туристской инфраструктуры и иному развитию территорий».
Целями деятельности организации по развитию туризма определены: содействие развитию туризма на территории Российской Федерации, в том числе создание средств размещения граждан, объектов санаторно-курортного лечения и отдыха, объектов общественного питания, объектов и средств развлечения, объектов познавательного, делового, лечебно-оздоровительного, физкультурно-спортивного и иного назначения (далее – объекты туристской инфраструктуры), объектов инженерной и транспортной инфраструктур и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования объектов туристской инфраструктуры, повышение инвестиционной привлекательности таких объектов на территории Российской Федерации, а также содействие организации и реализации инвестиционных проектов, направленных на повышение уровня социально-экономического развития субъектов Российской Федерации, создание комфортных и благоприятных условий в сфере туризма для граждан.
Федеральный закон к основным задачам организации по развитию туризма относит привлечение инвестиций; оказание содействия стимулированию строительства (реконструкции) объектов туристской инфраструктуры, объектов инженерной и транспортной инфраструктур и иных объектов, предназначенных для обеспечения функционирования объектов туристской инфраструктуры, в том числе сетей электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, связи, берегозащитных и берегоукрепительных сооружений, подводных сооружений, создаваемых в результате проведения дноуглубительных работ, объектов благоустройства общественных городских пространств, очистных сооружений.
Предусматривается, что организация по развитию туризма от своего имени вправе совершать юридические и иные действия, в том числе сделки, с находящимися в федеральной собственности земельными участками и иными объектами недвижимого имущества.
За организацией по развитию туризма закрепляется осуществление, в частности, следующих функций для целей развития туризма:
проведение аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков, находящихся в федеральной собственности (в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности),
передача земельных участков в безвозмездное пользование для строительства (реконструкции) инженерной и транспортной инфраструктур, объектов, предназначенных для обеспечения функционирования объектов туристской инфраструктуры, на срок такого строительства (реконструкции) лицам, осуществляющим такое строительство (реконструкцию);
передача земельных участков, включая расположенные на них объекты недвижимого имущества, без проведения торгов в собственность (в том числе безвозмездно), аренду или безвозмездное пользование юридическим лицам либо публично-правовым образованиям (Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию);
образование земельных участков для целей развития туризма из земельных участков, находящихся в федеральной собственности;
подготовка перечней земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в том числе с расположенными на них объектами недвижимого имущества, и планов мероприятий по реализации предложений по использованию таких земельных участков в целях создания или строительства на них объектов туристской инфраструктуры;
согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации соответствующих перечней земельных участков и планов мероприятий по реализации предложений по их использованию.
Определяется, что организация по развитию туризма вправе совершать юридические и иные действия в границах территорий опережающего развития, расположенных на территориях Дальневосточного федерального округа или Арктической зоны Российской Федерации, при условии их согласования с Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики.
Устанавливается, что организация по развитию туризма направляет в единый институт развития (акционерное общество «ДОМ.РФ») согласованные в установленном порядке перечни земельных участков и планы мероприятий, а единый институт развития в свою очередь обеспечивает направление данных материалов в уполномоченный Правительством Российской Федерации межведомственный коллегиальный орган с целью принятия решения о целесообразности совершения организацией по развитию туризма юридических и иных действий в отношении объектов недвижимости в качестве агента Российской Федерации.
Порядок взаимодействия единого института развития и организации по развитию туризма будет устанавливаться заключаемым между ними соглашением.
Срок агентирования для организации по развитию туризма будет составлять три года.
Содержание и форма представления отчетности об осуществлении организацией по развитию туризма функций агента Российской Федерации будут устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, который также будет осуществлять контроль за эффективностью и качеством распоряжения организацией земельными участками, находящимися в федеральной собственности, и иными объектами недвижимого имущества.
Изменения корреспондирующего характера вносятся в 11 федеральных законов: Земельный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, федеральные законы от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества», от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации», от 30 декабря 2004 года № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации», от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Федеральным законом также вносится изменение в статью 47 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», закрепляющее, что порядок обнародования муниципальных правовых актов внутригородской территории города федерального значения, в том числе соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, устанавливается уставом внутригородской территории города федерального значения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения и должен обеспечивать возможность ознакомления с ними граждан, за исключением муниципальных правовых актов или их отдельных положений, содержащих сведения, распространение которых ограничено федеральным законом.
Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по социальной политике, Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию жилищного строительства“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации».