Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 134779–8), принятый Государственной Думой 24 июля 2024 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральным законом в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) вносятся изменения, в соответствии с которыми кредитным организациям, в которых размещаются средства компенсационного фонда возмещения вреда и средства компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства (далее – саморегулируемая организация), предоставляется возможность направлять средства указанных компенсационных фондов на уплату налога в связи с применением саморегулируемой организацией упрощенной системы налогообложения, исчисленного с дохода, полученного от размещения таких средств в кредитных организациях (статья 5516).
Также Федеральным законом уточняются положения Градостроительного кодекса о типовой проектной документации (статья 482).
Определяется, что типовой проектной документацией по решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти может быть признана:
1) проектная документация объекта капитального строительства, получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и использованная при строительстве объекта капитального строительства, при условии, что в отношении такого объекта (за исключением объекта индивидуального жилищного строительства) получено разрешение на его ввод в эксплуатацию;
2) проектная документация объекта капитального строительства, подготовленная в целях неоднократного применения при архитектурно-строительном проектировании объектов капитального строительства и получившая положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (далее – проектная документация для неоднократного применения).
По решению уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти или подведомственного ему государственного (бюджетного или автономного) учреждения функционально-технологическое, конструктивное, инженерно-техническое и иное решение, содержащееся в типовой проектной документации, может быть признано типовым проектным решением.
Устанавливается, что подготовка проектной документации для неоднократного применения обеспечивается федеральными органами исполнительной власти, подведомственными им организациями, перечень которых определяется Правительством Российской Федерации. Для подготовки такой проектной документации не требуется предоставление документов, указанных в части 6 статьи 48 Градостроительного кодекса (градостроительного плана земельного участка, результатов инженерных изысканий, технических условий подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения).
Порядок подготовки типовой проектной документации для неоднократного применения, включая перечень документов, необходимых для ее подготовки, и особенности ее состава и содержания, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Кроме того Федеральным законом на период с 1 января 2025 года по 31 декабря 2033 года продлевается применение отдельных особенностей регулирования градостроительных, земельных и иных отношений, предусмотренных Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 254-ФЗ «Об особенностях регулирования отдельных отношений в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 254-ФЗ), в целях реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры, в том числе:
особенностей принятия уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления решений об изменении границ особо охраняемых природных территорий регионального или местного значения в части исключения из границ таких территорий земель и земельных участков, предназначенных для строительства, реконструкции объектов инфраструктуры, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (пункт 5 статьи 38 Федерального закона от 14 марта 1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»);
особенностей проведения оценки соответствия проектной документации объектов капитального строительства, предназначенных для модернизации и расширения магистральной инфраструктуры (статья 361 Федерального закона от 23 ноября 1995 года № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»);
особенностей осуществления в центральной экологической зоне Байкальской природной территории видов деятельности, необходимых для увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей (пункт 1 статьи 251 Федерального закона от 1 мая 1999 года № 94-ФЗ «Об охране озера Байкал»);
особенностей отнесения земель или земельных участков к определенной категории, установления публичных сервитутов, изъятия земельных участков в целях строительства, реконструкции объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры (статья 19 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
особенностей подготовки и утверждения документации по планировке территории, экспертизы проектной документации и (или) результатов инженерных изысканий, строительства, реконструкции и ввода в эксплуатацию объектов, предназначенных для реализации приоритетных проектов по модернизации и расширению инфраструктуры (статья 1015 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации»).
В соответствии с Федеральным законом не допускаются подготовка и утверждение документации по планировке территории, предусматривающей размещение объектов инфраструктуры, при отсутствии в утвержденных документах территориального планирования сведений об объектах инфраструктуры, за исключением объектов инфраструктуры, необходимых для модернизации, расширения и увеличения пропускной способности Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей, а также отдельных объектов инфраструктуры, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 254-ФЗ).
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года, за исключением отдельных его положений, для которых предусмотрены иные сроки вступления в силу (положения о продлении срока применения отдельных особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 254-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2025 года).
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендуют одобрить Федеральный закон.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».