Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации» (проект № 416434–8), принятый Государственной Думой 30 июля 2024 года, и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на совершенствование положений о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в части установления требования об осуществлении строительного контроля в процессе проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома за счет средств, формируемых на специальном счете, счете (счетах) регионального оператора.
Федеральным законом уточняется, что работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме выполняются только на основании договора строительного подряда, предусматривающего обязательность осуществления строительного контроля в процессе проведения капитального ремонта.
Договор строительного подряда заключается с индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, являющимися членами саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, за исключением государственных и муниципальных унитарных или казенных предприятий и учреждений в случаях, установленных Градостроительным кодексом Российской Федерации. Региональный оператор капитального ремонта обязан привлечь для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального ремонта на счете (счетах) регионального оператора, подрядные организации, соответствующие указанным требованиям, и заключить с ними договоры строительного подряда. При проведении капитального ремонта собственниками многоквартирного дома, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете, заключение договора строительного подряда для выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме возлагается на лицо, уполномоченное на это решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Субъект Российской Федерации вправе принять решение о проведении строительного контроля исполнительным органом субъекта Российской Федерации или подведомственным ему государственным (бюджетным или автономным) учреждением (далее – уполномоченный орган). В этом случае в договоре строительного подряда указывается, что строительный контроль в процессе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме проводится уполномоченным органом. Если субъект Российской Федерации не примет указанное решение, то строительный контроль в процессе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме проводится в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Федеральным законом определяется обязанность собственников помещений в многоквартирном доме, фонд капитального ремонта в котором формируется на специальном счете, принять на общем собрании решение о проведении строительного контроля в процессе проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме. При этом общее собрание вправе принять решение об отказе в проведении строительного контроля уполномоченным органом. В этом случае строительный контроль проводится в рамках договора строительного подряда в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации. Перечень обязательных документов, представляемых владельцем специального счета в банк для перечисления денежных средств в адрес подрядной организации, дополняется требованием о наличии в договоре строительного подряда положений о проведении строительного контроля.
Принятие Федерального закона позволит повысить качество капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, обеспечить соответствие строительных работ требованиям законодательства, строительным нормам и правилам, своевременное выявление и устранение недостатков, допущенных подрядными организациями при проведении капитального ремонта многоквартирных домов.
Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2024 года.
Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и статью 53 Градостроительного кодекса Российской Федерации».