Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“ (проект № 630243–8), принятый Государственной Думой 1 апреля 2025 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Изменениями, вносимыми в Федеральный закон от 29 июля 2017 года № 218-ФЗ «О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ), устанавливаются особенности реализации прав на имущество публично-правовой компании «Фонд развития территорий» (далее – Фонд) путем продажи субъекту Российской Федерации (новая статья 134–1).

Определяется, что права на земельные участки с находящимися на них неотделимыми улучшениями, переданные Фонду по основаниям, предусмотренным статьей 20115–2–2 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (передача Фонду прав застройщика на земельный участок с находящимися на нем объектом (объектами) незавершенного строительства, неотделимыми улучшениями в случае выплаты возмещения участникам строительства при банкротстве застройщика), и (или) имущество, переданное Фонду в соответствии с частью 310 статьи 131 Федерального закона № 218-ФЗ (передача Фонду имущества и обязательств Фонда субъекта Российской Федерации) (далее – имущество), могут быть реализованы Фондом путем продажи субъекту Российской Федерации.

Устанавливается, что решение о реализации прав на указанное имущество путем продажи субъекту Российской Федерации принимается Фондом на основании ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.

При поступлении такого ходатайства Фонд вправе отказать в реализации прав на имущество путем продажи субъекту Российской Федерации в следующих случаях:

1) Фондом ранее принято решение о строительстве (завершении строительства) на полученных земельных участках многоквартирных домов и иных объектов недвижимости либо о реализации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации программ, направленных на строительство (завершение строительства) многоквартирных домов на земельных участках, принадлежащих Фонду, с последующей передачей части жилых помещений в таких многоквартирных домах органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан, при условии, что в течение трех лет со дня перехода к Фонду прав на имущество получены (продлены) разрешения на строительство таких многоквартирных домов и иных объектов недвижимости или заключены соглашения с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях реализации указанных программ;

2) Фондом ранее принято решение о включении земельных участков с находящимися на них неотделимыми улучшениями в границы территории, подлежащей комплексному развитию в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности, с последующей передачей части жилых помещений в построенных на таких земельных участках многоквартирных домах органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации для их предоставления отдельным категориям граждан при условии, что срок реализации решения о комплексном развитии территории не истек;

3) Фондом ранее принято решение о реализации прав на имущество на торгах в порядке, утвержденном наблюдательным советом Фонда, при условии, что к моменту поступления ходатайства высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по результатам проведения торгов определено лицо, в пользу которого передаются права на имущество, или торги по реализации прав на такое имущество фактически проводятся;

4) в отношении имущества наложен арест, запрет совершать определенные действия и (или) избрана мера пресечения в виде залога;

5) в иных случаях, определенных Правительством Российской Федерации.

Федеральным законом определяется, что в случае принятия Фондом решения о реализации прав на имущество путем продажи субъекту Российской Федерации такая реализация осуществляется без проведения торгов на основании договора или договоров, заключаемых между Фондом и субъектом Российской Федерации.

Цена продажи прав на такое имущество определяется на основании отчета оценщика, привлекаемого Фондом.

Распределение денежных средств, полученных от реализации прав на имущество между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации, за вычетом расходов Фонда, связанных с такой реализацией, осуществляется между Фондом и бюджетом субъекта Российской Федерации пропорционально размеру софинансирования в соответствии с решением Фонда о финансировании.

Обязательства субъекта Российской Федерации по оплате приобретаемых прав на имущество могут быть частично прекращены зачетом встречных требований к Фонду.

Корреспондирующее изменение вносится в Федеральный закон от 8 августа 2024 года № 282-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части порядка распределения денежных средств между Фондом и субъектом Российской Федерации в случае, если у Фонда существуют обязательства перед лицами, ранее являвшимися залоговыми кредиторами (часть 3 статьи 6).

Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Реализация Федерального закона может повлечь дополнительные расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по экономической политике, Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию, Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам предлагают одобрить Федеральный закон.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон „О публично-правовой компании „Фонд развития территорий“ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и статью 6 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О несостоятельности (банкротстве)“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации“.