Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“ (проект № 1055373–6), принятый Государственной Думой 22 июня 2016 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон направлен на совершенствование системы ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности.

Федеральным законом предлагается внесение следующих изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс):

1. Закрепляются такие понятия как:

сметная стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта (далее — сметная стоимость строительства) — сумма денежных средств, необходимая для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства;

сметные нормы — совокупность количественных показателей материалов, изделий, конструкций и оборудования, затрат труда работников в строительстве, времени эксплуатации машин и механизмов (далее — строительные ресурсы), установленных на принятую единицу измерения, и иных затрат, применяемых при определении сметной стоимости строительства;

сметные цены строительных ресурсов — сводная агрегированная в территориальном разрезе документированная информация о стоимости строительных ресурсов, установленная расчетным путем на принятую единицу измерения и размещаемая в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве;

сметные нормативы — сметные нормы и методики применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов, используемые при определении сметной стоимости строительства (статья 1).

2. Органы государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности наделяются дополнительными полномочиями по утверждению сметных норм и методик применения сметных норм и сметных цен строительных ресурсов; установлению порядка мониторинга цен строительных ресурсов, порядка ведения федеральной государственной информационной системы ценообразования в строительстве; ведению федерального реестра сметных нормативов (часть 1 статьи 6).

3. Вводится новая глава 21 «Ценообразование и сметное нормирование в области градостроительной деятельности», устанавливающая порядок определения сметной стоимости строительства.

Так, сметная стоимость строительства определяется с обязательным применением сметных нормативов, внесенных в федеральный реестр сметных нормативов, и сметных цен строительных ресурсов в случае строительства объектов капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, а также сметная стоимость капитального ремонта многоквартирного дома, осуществляемого полностью или частично за счет средств регионального оператора, товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива либо средств собственников помещений в многоквартирном доме. В иных случаях применение таких нормативов должно быть предусмотрено законом или договором (статья 83).

Достоверность определения сметной стоимости подлежит проверке в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов и методики их определения утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации).

Утвержденные сметные нормативы, сметные цены строительных ресурсов являются общедоступной информацией и размещаются в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве.

4. Новой статьей 572 Градостроительного кодекса определяется порядок функционирования и состав указанной информационной системы.

Также Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений», предусматривающие, что выработка и реализация государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере ценообразования и сметного нормирования в области градостроительной деятельности является одной из форм и методов государственного регулирования инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (пункт 2 статьи 11 данного Федерального закона).

Комитет отмечает, что в настоящее время сфера ценообразования и сметного нормирования регулируется методическими документами, которые требуют обновления с учетом изменяющегося законодательства и должны соответствовать условиям современных рыночных отношений. Установление на федеральном уровне четкого регулирования порядка формирования стоимости строительства направлено на осуществление единой государственной политики в данной области, прозрачности, открытости и достоверности при определении сметной стоимости строительства.

Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, указанные в статье 106 Конституции Российской Федерации.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений о размещении информации в федеральной государственной информационной системе ценообразования в строительстве. Данные положения вступают в силу с 1 марта 2017 года.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и статьи 11 и 14 Федерального закона „Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений“.