Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (проект № 302180–7), принятый Государственной Думой 26 июля 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральный закон носит комплексный характер и содержит нормы об архитектурно-строительном проектировании, о государственной информационной системе обеспечения градостроительной деятельности (далее – ГИСОГД), о зонах с особыми условиями использования территорий, об осуществлении закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и другие нормы общей направленностью на совершенствование осуществления градостроительной деятельности.

Федеральным законом вносятся изменения в Градостроительный, Земельный, Лесной, Водный кодексы Российской Федерации, Федеральные законы от 10 января 2003 года № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и другие федеральные законы.

Федеральным законом корректируется понятийный аппарат Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс). Уточняется понятие «объект капитального строительства» и вводится понятие «некапитальные строения, сооружения».

Предусматривается ряд новаций в отношении подготовки проектной документации объектов капитального строительства и ее экспертизы.

Устанавливается, что проектная документация, подготовленная применительно к объекту капитального строительства, строительство которого обеспечивается органами государственной власти, органами местного самоуправления и юридическими лицами, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов (далее – юридические лица с государственным, муниципальным участием), должна соответствовать установленным Правительством Российской Федерации критериям экономической эффективности проектной документации.

Федеральным законом уточняются и дополняются положения Градостроительного кодекса об условиях и порядке признания проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования. Предусматривается, что федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органы местного самоуправления, юридические лица с государственным, муниципальным участием со дня включения сведений об экономически эффективной проектной документации повторного использования в Единый государственный реестр заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства получают право на безвозмездное использование такой проектной документации и обязаны использовать такую документацию применительно к аналогичному объекту.

Критерии, на основании которых устанавливается аналогичность проектируемого объекта капитального строительства и объекта капитального строительства, применительно к которому подготовлена проектная документация, в отношении которой принято решение о признании проектной документации экономически эффективной проектной документацией повторного использования, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства.

Федеральным законом уточняется предмет и порядок проведения экспертизы результатов инженерных изысканий и экспертизы проектной документации.

Предусматривается положение о том, что в отношении объектов, финансирование строительства которых осуществляется с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц с государственным, муниципальным участием, в предмет экспертизы проектной документации входит проверка достоверности определения сметной стоимости строительства объектов капитального строительства.

Федеральный закон наделяет органы государственной власти Российской Федерации в области градостроительной деятельности полномочием по утверждению классификатора объектов капитального строительства по их назначению и функционально-технологическим особенностям. Данный классификатор утверждается для оптимизации процедур архитектурно-строительного проектирования, ведения Единого государственного реестра заключений экспертизы проектной документации объектов капитального строительства и применения экономически эффективной проектной документации повторного использования.

Федеральным законом развиваются положения Градостроительного кодекса об информационных системах обеспечения градостроительной деятельности, расширяется состав сведений и материалов, подлежащих размещению в них.

Предусматривается, что создание и эксплуатация ГИСОГД обеспечиваются уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или подведомственными им государственными бюджетными учреждениями. Указанные органы или учреждения являются операторами ГИСОГД.

Порядок доступа к сведениям, документам, материалам, содержащимся в ГИСОГД, перечень сведений, содержащихся в ГИСОГД и являющихся открытыми и общедоступными, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Ведение ГИСОГД будет осуществляться уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (подведомственными им государственными бюджетными учреждениями), органами местного самоуправления городских округов, органами местного самоуправления муниципальных районов в пределах компетенции указанных органов.

Градостроительный кодекс дополняется положениями о создании на основании законов субъектов Российской Федерации государственных информационных систем автоматизированной информационно-аналитической поддержки осуществления полномочий в области градостроительной деятельности, для обеспечения выполнения полномочий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

Федеральным законом предусматриваются особенности осуществления закупок в целях создания произведения архитектуры, градостроительства или садово-паркового искусства и (или) разработки на его основе проектной документации объектов капитального строительства.

Федеральным законом в Земельный кодекс Российской Федерации вносятся существенные изменения о зонах с особыми условиями использования территории. Устанавливаются цели, виды, общие правила установления зон с особыми условиями использования территории, предусматриваются положения о возмещении убытков и о выкупе земельного участка правообладателем объекта, в связи с размещением которого установлена зона с особыми условиями использования территории, установление которой привело к невозможности использования земельного участка по назначению, либо органами государственной власти, органами местного самоуправления.

Федеральный закон содержит переходные положения, основная часть которых посвящена вопросам установления зон с особыми условиями использования территорий. В частности, устанавливается требование до 1 января 2022 года для лиц, в интересах которых установлены зоны с особыми условиями использования территории, а при их отсутствии – органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих полномочия по установлению указанных зон, обеспечить внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о границах соответствующих зон.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».