Заключения по ФКЗ и ФЗ

Заключение по Федеральному закону «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления»

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления» (проект № 271617–7), принятый Государственной Думой 27 марта 2018 года (далее – Федеральный закон), и отмечает следующее.

Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), согласно которым исключается необходимость проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан, в поселениях, в которых полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан.

Также Федеральным законом устанавливается, что проведение схода граждан обеспечивается не главой местной администрации, а главой муниципального образования. Порядок организации и проведения схода граждан определяется уставом муниципального образования и должен предусматривать заблаговременное оповещение жителей муниципального образования о времени и месте проведения схода граждан, заблаговременное ознакомление с проектом муниципального правового акта и материалами по вопросам, выносимым на решение схода граждан, другие меры, обеспечивающие участие жителей муниципального образования в сходе граждан.

Федеральным законом предусматривается, что в случае, если в соответствии с федеральным законом и (или) законами субъектов Российской Федерации полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации переходят к органам местного самоуправления, правовые акты, принятые органами исполнительной власти РСФСР, правовые акты федеральных органов исполнительной власти, правовые акты краевых, областных, городских Советов народных депутатов или их исполнительных комитетов, краевых, областных, городских администраций, правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации, полномочия по принятию которых перешли к органам местного самоуправления, действуют в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации, до принятия органами местного самоуправления и вступления в силу муниципальных правовых актов, регулирующих соответствующие правоотношения.

Аналогичный порядок будет применяться в случае, если отдельные полномочия органов местного самоуправления переходят к федеральным органам государственной власти или органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом устанавливается комплекс положений, определяющих правовой статус старост сельских населенных пунктов (далее – староста).

Староста назначается представительным органом муниципального образования по представлению схода граждан из числа лиц, проживающих на территории соответствующего населенного пункта. Староста не является лицом, замещающим государственную должность, должность государственной гражданской службы, муниципальную должность или должность муниципальной службы, и не может состоять в трудовых отношениях и иных непосредственно связанных с ними отношениях с органами местного самоуправления. Срок полномочий старосты устанавливается уставом муниципального образования и не может быть менее двух и более пяти лет.

К основным полномочиям старосты Федеральный закон относит взаимодействие с населением, органами местного самоуправления, муниципальными предприятиями, учреждениями и иными организациями по вопросам местного значения в сельском населенном пункте; направление по результатам сходов, собраний, конференций граждан обращений и предложений, в том числе в виде проектов муниципальных правовых актов, подлежащих обязательному рассмотрению органами местного самоуправления; информирование жителей по вопросам организации и осуществления местного самоуправления; содействие органам местного самоуправления в организации и проведении публичных слушаний и общественных обсуждений. Староста вправе осуществлять иные полномочия и права, предусмотренные уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Комитет отмечает важность установления основ правового статуса старост в федеральном законодательстве.

Законы субъектов Российской Федерации, регулирующие вопросы деятельности и статуса старост, подлежат приведению в соответствие с положениями Федерального закона № 131-ФЗ (в редакции Федерального закона) в течение шести месяцев со дня вступления в силу Федерального закона.

Федеральным законом также вносятся изменения, касающиеся уточнения сроков начала и прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального района (городского округа с внутригородским делением), состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений (из депутатов представительных органов внутригородских районов).

Нормами, вносимыми в статью 47 Федерального закона № 131-ФЗ, предусматривается, что официальным опубликованием муниципального правового акта или соглашения, заключенного между органами местного самоуправления, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в соответствующем муниципальном образовании, а также устанавливается возможность использования сетевого издания в целях опубликования муниципальных правовых актов и соглашений, заключенных между органами местного самоуправления.

В связи с этим представляется возможным обратить внимание, что в своем заключении от 11 июля 2017 года № 3.2–04/2028 по Федеральному закону «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ (проект № 58972–7) Комитет указывал: „Принимая во внимание, что статья 43 Федерального закона № 131-ФЗ не включает соглашения, заключаемые между органами местного самоуправления, в систему муниципальных правовых актов, полагаем возможным отметить, что вопросы официального опубликования (обнародования) и вступления в силу указанных соглашений не относятся к предмету регулирования статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ“.

Поскольку принятым Федеральным законом статья 47 «Вступление в силу муниципальных правовых актов» Федерального закона № 131-ФЗ вновь дополняется положениями, касающимися соглашений, заключаемых между органами местного самоуправления, и при этом наименование указанной статьи не изменяется, Комитет полагает возможным повторно отметить, что вопросы официального опубликования (обнародования) указанных соглашений не относятся к предмету регулирования статьи 47 Федерального закона № 131-ФЗ.

Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации», уточняющие отдельные положения о проведении конкурса на замещение должности руководителя территориального органа местной администрации, на который возлагается осуществление части полномочий местной администрации в сельских населенных пунктах. Так, устанавливается, что порядок формирования конкурсной комиссии должен предусматривать включение в число ее членов кандидатур, выдвинутых сходом граждан в каждом из этих сельских населенных пунктов.

Проект федерального закона № 271617–7 изначально был направлен на исключение необходимости проведения публичных слушаний и общественных обсуждений по проектам муниципальных правовых актов и вопросам, решения по которым принимаются сходом граждан. Ко второму чтению изменилось название проекта федерального закона, а также в проект федерального закона были включены иные вышеуказанные положения.

Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам совершенствования организации местного самоуправления».