Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 583143–7 «О внесении изменений в статьи 55.5 и 55.5–1 Градостроительного кодекса Российской Федерации»

(об изменении требований к специалистам саморегулируемых организаций, осуществляющих строительные, проектные, изыскательские работы)

Внесен Государственным Собранием Республики Мордовия


Проектом предлагается внести изменение в часть 6 статьи 555 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс), предусматривающую минимальные требования к членам саморегулируемой организации (далее – СРО), которые должны быть установлены в стандартах СРО и во внутренних документах СРО.

Согласно части 6 статьи 555 Градостроительного кодекса в указанных документах СРО должно быть предусмотрено требование к членам СРО о наличии у них не менее двух специалистов (по организации инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования или строительства), сведения о которых включены в соответствующий национальный реестр специалистов.

Проектом предлагается смягчить данное требование в отношении индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных к микропредприятиям в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства». Для данных субъектов проектом предлагается установить требование о наличии лишь одного специалиста по месту основной работы.

Проектом также предлагается для специалистов с высшим образованием снизить с десяти до пяти лет установленное пунктом 3 части 6 статьи 555–1 Градостроительного кодекса требование к общему трудовому стажу по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства.

Кроме этого проектом предусматривается возможность для специалистов, не имеющих высшего образования в области строительства, но имеющих среднее профессиональное образование и общий трудовой стаж по профессии, специальности или направлению подготовки в области строительства не менее чем десять лет, быть включенными в национальный реестр специалистов в области инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования или в национальный реестр специалистов в области строительства.

В настоящее время указанная категория лиц не может быть включена в соответствующие национальные реестры специалистов и, соответственно, не может претендовать на замещение должностей главных инженеров проектов, главных архитекторов проектов.

В пояснительной записке к проекту анализируется практика оформления трудовых отношений в строительных организациях и отмечается, что действующая норма Градостроительного кодекса о наличии общего трудового стажа в области строительства не менее чем десять лет не способствует притоку талантливой молодежи в строительную отрасль. При этом высказывается мнение о том, что наличие общего трудового стажа само по себе не является подтверждением высокой профессиональной квалификации, а именно это качество должно быть решающим при исполнении профессиональных обязанностей на главных и ведущих должностях в строительстве.

Полагаем, что предлагаемые проектом изменения будут способствовать решению проблемы нехватки квалифицированных специалистов в области строительства и упрощению процедуры выхода на рынок строительных услуг представителей малого бизнеса, в частности – микропредприятий.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.