Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 601359–7 «О внесении изменений в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части защиты жилищных прав граждан при признании их нуждающимися в жилых помещениях)

Внесен депутатами Государственной Думы С.М.Мироновым, Г.П.Хованской, О.А.Николаевым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в статью 51 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) для усиления защиты жилищных прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, а также направленные на конкретизацию норм, определяющих уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения гражданина и членов его семьи, необходимый для принятия решения о постановке таких граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно положениям части 1 статьи 51 Жилищного кодекса основанием признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, может быть только объективная нуждаемость в жилом помещении: отсутствие жилого помещения (пункт 1 части 1 статьи 51), уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2 части 1 статьи 51), проживание в жилом помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (пункт 3 части 1 статьи 51). Исключением из этого правила является норма пункта 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса, согласно которой жилое помещение на условиях договора социального найма предоставляется бесплатно из государственного (муниципального) жилищного фонда гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, входящих в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации, и при которых совместное проживание с ними в одной квартире невозможно. Эта норма позволяет гражданину, относящемуся к вышеуказанной категории, встать на учет нуждающихся в жилом помещении независимо от характеристик занимаемого им и членами его семьи жилого помещения, а также учесть интересы иных лиц, проживающих с ним в одной квартире в составе других семей (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 26 января 2017 года № 187-О). При этом такой гражданин признается нуждающимся в жилом помещении при совокупности следующих обстоятельств:

если в квартире проживает несколько семей;

в составе одной из семей имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно;

у гражданина нет иного помещения в собственности или занимаемого по договору социального найма или договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования.

Проектом предлагается изложить в новой редакции пункт 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса, исключив из указанного выше перечня обстоятельств проживание в одной квартире нескольких семей, в составе одной из которых имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание в одной квартире невозможно. В случае принятия этого предложения такой гражданин будет отселен в отдельное жилое помещение, предоставленное по договору социального найма.

Поддерживая социальную направленность данного предложения, необходимо отметить, что последствием его принятия станет не только увеличение количества граждан, имеющих право быть поставленными на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, но и количества граждан, которым жилые помещения должны быть предоставлены вне очереди в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса. Кроме этого, несмотря на отсутствие в финансово-экономическом обосновании к проекту информации об объеме расходов федерального бюджета на исполнение дополнительных обязательств, очевидно, что реализация предлагаемых проектом изменений приведет к дополнительным расходам федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Проектом также предлагается внести изменение в часть 2 статьи 51 Жилищного кодекса и дополнить эту статью новой частью 3 в целях конкретизации норм, определяющих уровень обеспеченности общей площадью жилого помещения гражданина и членов его семьи, необходимый при принятии решения о постановке гражданина на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях (далее – уровень обеспеченности). Для определения уровня обеспеченности проектом предлагается в суммарную общую площадь жилых помещений, имеющихся у гражданина и (или) членов его семьи, включать только те жилые помещения, которые являются пригодными для постоянного проживания, и не включать жилые помещения, находящиеся в пользовании и (или) собственности иных лиц, при условии, что у гражданина и (или) членов его семьи отсутствуют права на эти жилые помещения.

В этой связи следует отметить, что такие предлагаемые проектом характеристики жилых помещений, имеющихся у гражданина и включаемых (не включаемых) в суммарную общую площадь жилых помещений, как «пригодные для постоянного проживания», «находящиеся в пользовании и (или) собственности иных лиц» носят скорее декларативный характер и требуют конкретизации.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.