Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 620233–7 «О внесении изменения в статью 157 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части исполнения постановления Конституционного Суда Российской Федерации)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2018 года № 30-П «По делу о проверке конституционности части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации, абзацев третьего и четвертого пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобой гражданина С.Н. Деминца» (далее – постановление № 30-П).

Конституционным Судом Российской Федерации были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 17 (часть 3), 19 (часть 1), 35 и 55 (часть 3), взаимосвязанные нормативные положения, установленные в части 1 статьи 157 Жилищного кодекса Российской Федерации и абзацах третьем и четвертым пункта 42(1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в той мере, в какой эти положения – по смыслу, придаваемому им в системе действующего правого регулирования правоприменительной практикой, — не предусматривают возможность учета показаний индивидуальных приборов учета тепловой энергии при определении размера платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирном доме, который при вводе в эксплуатацию, в том числе после капитального ремонта, в соответствии с нормативными требованиями был оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии и жилые и нежилые помещения в котором были оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии, но их сохранность в отдельных помещениях не была обеспечена (пункт 1 резолютивной части постановления № 30-П).

В настоящее время во исполнение вышеуказанного постановления Правительством Российской Федерации утверждены изменения в Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов по вопросу предоставления коммунальной услуги по отоплению в многоквартирном доме (постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 года № 1708). Новые правила расчета платы за коммунальную услугу по отоплению в многоквартирных домах предусматривают случай, когда при расчете платы за отопление производится учет показаний индивидуальных приборов отопления, в том числе и в случаях, когда дом оснащен коллективным (общедомовым) прибором учета тепловой энергии, и не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепловой энергии.

Проектом федерального закона предлагается изложить часть 1 статьи 157 Жилищного кодекса в новой редакции, основной новацией которой является закрепление общего правила расчета размера платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении многоквартирного дома. Устанавливается, что размер платы за коммунальную услугу по отоплению в помещении многоквартирного дома рассчитывается в порядке, предусмотренном Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов с учетом площади такого помещения и объема тепловой энергии, потребленной в многоквартирном доме, который определяется:

1) на основании показаний коллективного (общедомового) прибора учета тепловой энергии;

2) на основании показаний индивидуальных и (или) общих квартирных приборов учета и коллективного (общедомового) прибора учета (при наличии в помещениях многоквартирного дома, оборудованного коллективным (общедомовым) прибором учета, индивидуальных и (или) общих (квартирных) приборов учета);

3) в случае отсутствия общедомового (коллективного) прибора учета в многоквартирном доме – исходя из норматива потребления коммунальной услуги по отоплению, утверждаемого органом государственной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

С учетом того, что необходимые изменения в постановление Правительства Российской Федерации уже внесены, принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.