Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 759565–7 «О внесении изменений в Федеральный закон „О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части уточнения полномочий единого института развития в жилищной сфере и механизмов их реализации)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в ряд федеральных законов: от 24 июля 2008 года № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства» (далее – Федеральный закон № 161-ФЗ), от 13 июля 2015 года № 225-ФЗ «О содействии развитию и повышению эффективности управления в жилищной сфере и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 225-ФЗ), от 3 июля 2016 года № 230-ФЗ «О защите прав и законных интересов физических лиц при осуществлении деятельности по возврату просроченной задолженности и о внесении изменений в Федеральный закон „О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях“. Предлагаемые изменения направлены на уточнение целей деятельности, задач и функций единого института развития в жилищной сфере (далее – единый институт развития), обеспечение его финансовой устойчивости, уточнения механизмов осуществления им отдельных видов деятельности.

1. Проектом корректируются цели деятельности единого института развития. При определении таких целей предлагается исключить из их перечня содействие развитию производства строительных материалов, изделий, конструкций для жилищного строительства, содействие развитию объектов инженерной, социальной, транспортной инфраструктур.

Предусматривается новая цель деятельности единого института развития – содействие развитию городской среды.

Из перечня задач единого института развития исключаются такие задачи, как стимулирование развития энергоэффективных и экологически чистых технологий и материалов, создание условий для их использования
в жилищном строительстве, оказание содействия подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

К предусмотренным задачам единого института развития проектом предлагается добавить содействие развитию городского общественного пространства, среды жизнедеятельности, жилых территорий городских поселений и городских округов и территорий, используемых гражданами таких поселений и округов, оказание содействия развитию рынка аренды помещений, предназначенных для проживания граждан.

Как отмечено в пояснительной записке, предлагаемые изменения приводят законодательное регулирование деятельности единого института развития в соответствие с его реальными функциями и задачами, в том числе в соответствие с поручениями Правительства Российской Федерации.

Полагаем целесообразным отразить в проекте в качестве задачи единого института развития содействие развитию рынка жилых помещений, предоставляемых гражданам по договору найма.

2. Проектом предлагается скорректировать перечень информации, включаемой в годовой отчет единого института развития, уточнить положения о консолидированной финансовой отчетности единого института развития.

Предусматривается, что промежуточная консолидированная финансовая отчетность единого института развития подлежит обзорной проверке аудиторской организацией.

В соответствии с проектом годовой отчет единого института развития, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций единого института развития подлежат размещению на сайте единого института развития в сети «Интернет» до 1 сентября года, следующего за отчетным.

При этом проектом предлагается из Федерального закона № 225-ФЗ исключить положения о направлении годового отчета единого института развития Президенту Российской Федерации, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации.

3. Проектом предлагается предусмотреть требование о соблюдении единым институтом развития обязательных нормативов финансовой устойчивости (далее – нормативы).

К таким нормативам проект относит норматив достаточности собственных средств (капитала), норматив финансового рычага и норматив максимального размера риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков. Также предлагается предусмотреть минимально допустимые числовые значения указанных нормативов.

Согласно проекту нормативы рассчитываются единым институтом развития ежеквартально на дату составления годовой и промежуточной консолидированной финансовой отчетности.

Предусматривается, что единый институт развития не вправе направлять прибыль на выплату дивидендов при несоблюдении нормативов либо если это приведет к их несоблюдению.

Проектом предлагается установить, что в случае несоблюдения нормативов единый институт развития обязан разработать план обеспечения финансовой устойчивости и представить указанный план национальному совету по обеспечению финансовой стабильности.

Учитывая специальный характер предлагаемых норм, полагаем целесообразным рассмотреть вопрос об урегулировании предусмотренных проектом величин нормативов в акте Правительства Российской Федерации.

4. Проектом предлагается ввести обязанность единого института развития проводить стресс-тестирование достаточности собственных средств (капитала) и достаточности своих ликвидных активов.

В случае признания Национальным советом по обеспечению финансовой стабильности результатов стресс-тестирования неудовлетворительными единый институт развития в жилищной сфере также обязан разработать план обеспечения его финансовой устойчивости.

В целях реализации предлагаемых норм Правительство Российской Федерации наделяется рядом полномочий, в том числе по установлению методики расчета нормативов финансовой устойчивости, методики и порядка проведения стресс-тестирования достаточности собственных средств (капитала) единого института развития, стресс-тестирования достаточности ликвидных активов единого института развития.

5. В целях создания наемных домов, иных объектов, помещения
в которых предназначены для проживания граждан, или в иных целях жилищного строительства проектом предусматривается возможность передачи земельных участков единого института развития
в безвозмездное пользование организации единого института развития.

Проектом предлагается установить, что организация единого института развития не вправе передавать свои права и обязанности по договору безвозмездного пользования земельным участком единого института развития третьему лицу.

6. Проектом предлагается предусмотреть возможность внесения Российской Федерацией по решению межведомственного коллегиального органа земельных участков, иных объектов недвижимого имущества, находящихся в федеральной собственности, в качестве вклада в имущество единого института развития, не увеличивающего его уставный капитал.

7. Проект относит к функциям единого института развития реконструкцию, капитальный и (или) текущий ремонт объектов недвижимого имущества, расположенных на земельных участках единого института развития.

Как указано в пояснительной записке, это позволит повысить капитализацию объектов в целях последующей их реализации в рамках аукционов и, как результат, увеличит размер выплачиваемых Российской Федерации дивидендов.

8. В целях унификации порядка передачи органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации по управлению и распоряжению земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, проектом предлагается установить единый срок передачи таких полномочий, равный трем годам.

9. Проектом предлагается исключить из Федерального закона № 161-ФЗ положения, регламентирующие проведение аукционов для строительства стандартного жилья с условием понижения «цены» (так называемых «голландских» аукционов).

Согласно пояснительной записке анализ правоприменительной практики показал низкую эффективность указанных норм. Отмечается, что с 2016 года ходатайства на проведение таких аукционов отсутствуют и ни одного аукциона не проведено.

10. Проектом предлагается дополнить Закон № 161-ФЗ новыми требованиями, которые могут предъявляться к участникам аукционов на право заключения договоров аренды земельных участков единого института развития для жилищного строительства, для комплексного освоения территории, в рамках которого предусматривается, в том числе жилищное строительство, и (или) для иного развития территории.

К таким требованиям, в частности, относится наличие у участника аукциона или у его основного общества кредитного рейтинга, присвоенного одним из аккредитованных рейтинговых агентств, наличие у участника аукциона или у его основного общества, или у любого из дочерних хозяйственных обществ основного общества опыта осуществления деятельности по договорам о развитии застроенной территории и (или) договорам о комплексном развитии территории, и (или) договорам
о комплексном освоении территории.

Отмечаем, что в проекте не учтены изменения, внесенные в Федеральный закон № 225-ФЗ Федеральным законом от 27 июня 2019 года № 151-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в части использования официального наименования «Российская Федерация» или «Россия» в фирменном наименовании единого института развития и его организаций, а также в части права членов коллегиального органа управления кредитной организации, созданной единым институтом развития, совмещать свое членство в таком органе управления с замещением должности федеральной государственной гражданской службы.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.