Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 809009–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон „О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства“ в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда»

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона (далее – проект) разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации (подпункт «в» пункта 1 Перечня поручений Президента Российской Федерации от 23 октября 2018 года № Пр-1927) в целях создания новых механизмов переселения граждан из непригодного для проживания жилищного фонда, обеспечивающих соблюдение их жилищных прав, установленных законодательством Российской Федерации, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года».

Проект носит комплексный характер и предполагает внесение изменений в статьи 12–15, 29, 32, 89, 95, 106, 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в статьи 14, 151, 16, 161, 231 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Отмечаем наиболее важные и значимые для отрасли новации.

Проектом предлагается дополнить установленные Жилищным кодексом полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по признанию жилищного фонда непригодным для проживания вопросами признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции.

В этой части считаем важным обратить внимание на расширение компетенции органов местного самоуправления. Проектом предлагается к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений отнести вопросы признания в установленном порядке жилых помещений муниципального и частного жилищного фонда непригодными для проживания, признания многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции, за исключением многоквартирных домов, в которых все жилые помещения находятся в собственности Российской Федерации или в собственности субъекта Российской Федерации. Таким образом, на муниципальный уровень предлагается возложить вопросы признания аварийными и подлежащими сносу (реконструкции) многоквартирных домов, в которых доля Российской Федерации или субъекта Российской Федерации в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме составляет более чем пятьдесят процентов, а также вопросы проведения процедуры признания непригодными для проживания расположенного на территории частного жилищного фонда. Отмечаем, что реализация этого полномочия требует законодательного установления четкой процедуры признания непригодными для проживания объектов частного жилищного фонда и проведения последующих действий. В настоящее время орган местного самоуправления принимает решение о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания только при наличии обращения собственника помещения (часть 8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 года № 47). При этом порядок принятия дальнейших решений, в том числе об аварийности и необходимости сноса или реконструкции таких объектов, не предусмотрен.

Следующая группа предложений направлена на обеспечение жилищных прав собственников и нанимателей помещений в многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, если ими в установленный срок не осуществлен снос или реконструкция такого дома в соответствии с частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса. В частности, проектом предлагается:

1) определить, что порядок расчёта размера возмещения за изымаемое жилое помещение устанавливается Правительством Российской Федерации (проектируемая часть 71 статьи 32 Жилищного кодекса);

2) установить, что в размер возмещения за изымаемое жилое помещение включается рыночная стоимость земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом (проектируемая редакция части 7 статьи 32 Жилищного кодекса);

3) закрепить право органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливать дополнительные меры поддержки по обеспечению жилыми помещениями переселяемых собственников жилых помещений при условии, если жилое помещение является для них единственным и если у них отсутствуют иные пригодные для проживания жилые помещения, находящиеся в собственности или занимаемые на условиях социального найма (проектируемая часть 81 статьи 32 Жилищного кодекса).

При этом такие меры поддержки могут предоставляться за счет средств Фонда, средств долевого финансирования за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и (или) средств местных бюджетов на следующие цели:

приобретение жилых помещений в многоквартирных домах, а также на строительство домов, в том числе для целей последующего предоставления переселяемым из аварийного жилья гражданам жилых помещений по договорам социального найма, найма жилого помещения жилищного фонда социального использования, найма жилого помещения маневренного фонда (проектируемый пункт 1 части 6 статьи 16);

выплату собственникам помещений, входящим в аварийный жилищный фонд, возмещения за изымаемые жилые помещения (проектируемый пункт 2 части 6 статьи 16);

предоставление собственникам субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений (проектируемый пункт 3 части 6 статьи 16);

4) установить право субъектов Российской Федерации предоставлять переселяемым гражданам жилые помещения по нормам предоставления, если такие граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете (проектируемая редакция части 1 статьи 89 Жилищного кодекса);

5) установить возможность предоставления жилых помещений маневренного фонда (проектируемая часть 31 статьи 95 Жилищного кодекса). При этом договор найма жилого помещения маневренного фонда заключается с такими гражданами до завершения расчетов, но не более двух лет (проектируемый пункт 31 части 2 статьи 106 Жилищного кодекса).

Предполагаются также комплексные изменения в Федеральный закон № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства».

Предлагается установить новое условие предоставления финансовой поддержки за счет средств Фонда, направленное на строго целевое использование земельных участков под расселенными аварийными домами. Так, на освободившемся земельном участке допускается размещение исключительно объектов коммунального обслуживания, социального обслуживания, здравоохранения, образования и просвещения, общественного управления, обустройства мест для занятий спортом, физической культурой, пешими прогулками, парков, садов и скверов, размещения жилых помещений, строительство которых осуществляется за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации или при реализации договора о развитии застроенной территории (проектируемый пункт 13 части 1 статьи 14). В случае нарушения этого условия предоставленная финансовая поддержка Фонда подлежит возврату в размере средств, полученных субъектом Российской Федерации и использованных на переселение граждан из многоквартирных домов, ранее располагавшихся на земельных участках, использованных в нарушение условия их дальнейшего использования (проектируемые пункт 6 части 1, пункт 8 части 3 статьи 231).

В развитие этого положения и в целях обеспечения комплексного развития территорий проектом предлагается установить право регионов расходовать предоставленные средства на предоставление субсидий лицам, заключившим с органами местного самоуправления договоры о развитии застроенных территорий, на возмещение понесенных ими расходов по выполнению обязательств в части передачи построенных жилых помещений и выплату собственникам возмещения за изымаемое жилое помещение.

Необходимо также отметить группу предложений, направленных на решение вопросов капитального ремонта или реконструкции многоквартирных домов, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов и (или) совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации (далее – отдельные многоквартирные дома). В этих целях проектом предлагается установить два возможных варианта решения этой проблемы:

1) право субъекта Российской Федерации выделять в отдельную подпрограмму отдельные многоквартирные дома (проектируемая часть 21 статьи 168 Жилищного кодекса);

2) право субъекта Российской Федерации не включать (исключать) из региональной программы капитального ремонта отдельные многоквартирные дома при одновременном установлении актом субъекта Российской Федерации порядка, сроков проведения и источников финансирования необходимых мероприятий, в том числе реконструкции или сноса таких домов (проектируемая часть 22 статьи 168 Жилищного кодекса).

Согласно представленному финансово-экономическому обоснованию к проекту его принятие не создаст дополнительных расходных обязательств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Вместе с тем, предлагаемые новации позволят регионам создать более гибкую систему государственной поддержки программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда с повышением доли внебюджетного финансирования программ за счет применения таких инструментов, как предоставление субсидий гражданам и застройщикам, реализующим проекты развития застроенных территорий.

Планируемая государственная поддержка за счет средств федерального бюджета в рамках федерального проекта «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда» на 2019–2024 годы составляет 507,2 млрд. рублей, из которых средства федерального бюджета составляют 431,9 млрд. рублей, региональных и местных бюджетов – 67,8 млрд. рублей, внебюджетных источников – 7,5 млрд. рублей.

За счет выделенных средств планируется расселить 660 тыс. человек из 12 млн. кв. м аварийного жилья. При этом к 2023 году предполагается достичь значение соотношения расселяемого жилья к жилью, признаваемому непригодным, в размере 130%.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.