Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 874374–7 «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации“ и статью 40 Федерального закона „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(по вопросу уточнения статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и депутата представительного органа муниципального образования)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проект федерального закона направлен на совершенствование правовых гарантий депутатской деятельности депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований, осуществляющих свою деятельность без отрыва от основной деятельности (далее – депутаты).

Согласно пункту 1 статьи 11 Федерального закона от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 184-ФЗ) депутат законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации может осуществлять депутатскую деятельность, в том числе без отрыва от основной деятельности.

Частью 5 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе.

В Трудовом кодексе Российской Федерации установлена обязанность работодателя освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время (часть 1 статьи 170).

При этом согласно части 1 статьи 13 Федерального закона № 184-ФЗ гарантии деятельности депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации должны устанавливаться конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации. В соответствии с частью 51 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ гарантии осуществления полномочий депутата выборного органа местного самоуправления устанавливаются уставом муниципального образования в соответствии с федеральным законом и законом субъекта Российской Федерации. В пояснительной записке к законопроекту отмечено, что в большинстве субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в нормативных актах не определена продолжительность сохранения основного рабочего места (должности) депутатов при осуществлении полномочий депутата на непостоянной основе.Важно отметить, что частью 2 статьи 165 и частью 2 статьи 170 Трудового кодекса Российской Федерации установлена обязанность государственного органа или общественного объединения, которые привлекли работника к исполнению государственных или общественных обязанностей, выплачивать работнику за время исполнения этих обязанностей компенсацию в размере, определенном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации либо решением соответствующего общественного объединения.Руководствуясь обозначенными положениями Трудового кодекса Российской Федерации, а также на основании положений пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 184-ФЗ и части 51 статьи 40 Федерального закона № 131-ФЗ субъекты Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе установить компенсации указанным категориям лиц, выплачиваемые за счет средств соответствующих бюджетов, что подтверждается правоприменительной практикой.

Вместе с тем, в федеральном законодательстве не определен временной период, в течение которого депутату гарантируется сохранение основного рабочего места (должности) при осуществлении депутатской деятельности.

Законопроектом предлагается установить продолжительность гарантируемого периода, в течение которого за депутатами, осуществляющими свои полномочия без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), сохраняется место работы (должность) на период осуществления полномочий депутата, – не менее двух и не более шести рабочих дней в месяц. При этом продолжительность сохранения места работы (должности) на период, необходимый для осуществления полномочий депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, будет определяться законом соответствующего субъекта Российской Федерации, а депутата представительного органа муниципального образования – уставом муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации в указанных пределах.

По мнению разработчиков законопроекта, проектируемые положения законопроекта обеспечат баланс интересов работника и работодателя, при этом принятие законопроекта не повлечет возложения дополнительной финансовой нагрузки на работодателя.Принятие проекта федерального закона позволит обеспечить надлежащие условия для беспрепятственного осуществления полномочий депутатами без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе), а также будет способствовать повышению эффективности деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации и представительных органов муниципальных образований.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона.