Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 843100–7 «О внесении изменения в статью 33 Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“

(в части уточнения категории лиц, имеющих право на компенсацию расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно)

Внесен депутатами Государственной Думы Н.М.Харитоновым, А.В.Корниенко, В.Г.Поздняковым и другими


Проектом федерального закона предлагается внести в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон) изменение, направленное на совершенствование правового регулирования в сфере социальных выплат пенсионерам.

В настоящее время в соответствии с действующим законодательством государством гарантируется право всех лиц, проживающих и работающих в районах Крайнего Севера, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно. Работники такую компенсацию получают по месту осуществления трудовой деятельности за счет работодателя, а неработающие пенсионеры, являющиеся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности, – из Пенсионного фонда Российской Федерации (статьи 33, 34 Закона и статья 325 Трудового кодекса Российской Федерации).

Проектом предлагается внести изменения в статью 33 Закона, предусмотрев возможность получения указанной компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерами, осуществляющими опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье, в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации.

Как отмечается авторами проекта в пояснительной записке, пенсионеры, осуществляющие опеку или попечительство над ребенком (детьми) по договору о приемной семье, не учтены ни в одной статье Закона, что ставит их в неравные условия по отношению к другим гражданам, которым государство гарантирует возмещение части затрат на отдых в связи с работой и проживанием в экстремальных природно-климатических условиях Крайнего Севера.

К отношениям, возникающим из договора о приемной семье, применяются правила гражданского законодательства о возмездном оказании услуг (часть 2 статьи 152 Семейного кодекса Российской Федерации), и размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание каждого ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье в зависимости от количества принятых на воспитание детей, определяются договором о приемной семье в соответствии с законами субъектов Российской Федерации (пункт 2 статьи 1531 Семейного кодекса Российской Федерации).

Суды общей юрисдикции исходят из различного толкования по вопросу признания пенсионеров, осуществляющих опеку или попечительство над ребёнком (детьми) по договору о приёмной семье, работающими лицами или неработающими пенсионерами. Так, согласно решению Верховного Суда Российской Федерации от 4 марта 2015 года № АКПИ14-1547 пенсионер, получающий страховую пенсию по старости или по инвалидности, заключивший договор о приёме в семью ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не является работающим лицом и не имеет возможности получить компенсацию по месту работы за счёт работодателя. В то же время, в соответствии с Определением Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 16 ноября 2015 года № 72-КГ15-3 получаемое приёмными родителями вознаграждение приравнивается к заработной плате, и они признаются выполняющими оплачиваемую работу.

Предлагаемые проектом федерального закона изменения направлены на устранение двойственного толкования норм об источниках компенсации расходов указанной выше категории лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно.

Однако необходимо отметить, что проект не предусматривает механизм реализации права пенсионеров, осуществляющих опеку или попечительство над ребёнком (детьми) по договору о приёмной семье, на компенсацию расходов стоимости проезда к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, а также не содержит положения, устанавливающие источники увеличения расходных обязательств Российской Федерации на выплату компенсаций транспортных расходов, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Кроме того, в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации внесен и принят в первом чтении проект федерального закона № 893354–7 «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона „Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, направленный на исключение из числа застрахованных лиц пенсионеров, осуществляющих обязанности опекунов или попечителей по договору возмездной опеки, т. е. на определение статуса такой категории лиц как неработающих пенсионеров.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.