Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 920683–7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта»

Внесен депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, Ю.В. Афониным, В.Г. Газзаевым и др.


Проект федерального закона направлен на уточнение полномочий субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области физической культуры и спорта.

Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 4 декабря 2007 года № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 329-ФЗ), Федеральный закон от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ).

Проектом федерального закона, в том числе предлагается:

1) предусмотреть новые полномочия субъектов Российской Федерации:

по установлению порядка разработки и утверждения календарных планов официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, в том числе порядка включения физкультурных и спортивных мероприятий в указанные календарные планы;

по утверждению программ развития видов спорта в субъектах Российской Федерации и участию в их реализации;

2) дополнить перечни вопросов местного значения муниципальных образований вопросами:

утверждения порядка формирования, осуществления формирования и обеспечения деятельности спортивных сборных команд муниципальных образований;

планирования и осуществления в рамках своих полномочий мероприятий по развитию физической культуры инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и адаптивной физической культуры.

Необходимо отметить, что аналогичные положения, касающиеся утверждения порядка формирования спортивных сборных команд муниципальных районов и городских округов, осуществления их обеспечения, а также оказания содействия развитию физической культуры и спорта инвалидов, лиц с ограниченными возможностями здоровья, адаптивной физической культуры и адаптивного спорта закреплены Федеральным законом № 131-ФЗ в качестве прав органов местного самоуправления.

Проектом федерального закона предлагается исключить данные положения, что фактически будет означать обязательность реализации вводимых полномочий в рамках решения соответствующих вопросов местного значения, причем всеми видами муниципальных образований.

Такая мера представляется необоснованной, а возможность повсеместного надлежащего решения предлагаемых вопросов местного значения вызывает сомнения с точки зрения бюджетных возможностей муниципальных образований.

Необходимо учитывать, что в силу различных факторов, в том числе уровня финансового, ресурсного, кадрового обеспечения муниципального образования, его географического положения, демографических особенностей может отсутствовать возможность или целесообразность реализации вышеуказанных полномочий в рамках предлагаемых вопросов местного значения.

Представляется целесообразным рассмотреть вопрос о включении предлагаемых новаций в сфере развития физической культуры и спорта в нормы, устанавливающие не вопросы местного значения, а права органов местного самоуправления на решение вопросов, не отнесенных к вопросам местного значения.

Также необходимо отметить, что возложение на субъекты Российской Федерации и муниципальные образования новых полномочий потребует дополнительных расходов из бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, при этом в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона отсутствуют сведения о таких расходах, а также источниках их компенсации.

Одновременно следует отметить, что корреспондирующие изменения, которые предлагается внести в Федеральный закон № 131-ФЗ, не согласуются с изменениями, предлагаемыми проектом в Федеральный закон № 329-ФЗ.

Например, в Федеральном законе № 329-ФЗ предлагается закрепить полномочие органов местного самоуправления по осуществлению формирования и обеспечению деятельности спортивных сборных команд муниципальных образований, а в проектируемых положениях Федерального закона № 131-ФЗ содержится указание на создание условий для подготовки спортивных сборных команд муниципальных образований.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона при условии его доработки с учетом вышеуказанных замечаний.