Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 960730–7 «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации в части совершенствования регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами»

Внесен депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, С.А. Пахомовым, И.В. Осиповым, И.М. Гусевой


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести ряд изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс), направленных на совершенствование регулирования предоставления коммунальных услуг ресурсоснабжающими организациями и региональными операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами на основании договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками помещений в многоквартирном доме и ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее – «прямые» договоры).

1. Предлагается установить обязанность жилищного и жилищно-строительного кооператива, товарищества собственников жилья, осуществляющих управление многоквартирным домом, заключать с ресурсоснабжающими организациями, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами договор холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в целях предоставления соответствующей коммунальной услуги собственникам и нанимателям жилых помещений в многоквартирном доме, за исключением случаев, в которых на основании частей 1 и 9 статьи 1572 Жилищного кодекса подлежат заключению «прямые» договоры.

2. Проектом предлагается пункт 44 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса привести в соответствие с пунктом 1 части 7 статьи 1572 Жилищного кодекса, дополнив его положением о том, что к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится вопрос об определении даты заключения договоров, содержащих положения о предоставлении коммунальных услуг, договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Также предлагается предусмотреть, что в случае, если в решении общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме не установлена дата, с которой договор с ресурсоснабжающей организацией считается заключенным, указанные договоры будут считаться заключенными по истечении девяноста дней со дня получения указанными организациями копий соответствующего решения и протокола общего собрания.

3. Статью 1572 Жилищного кодекса предлагается дополнить нормами, определяющими дату заключения «прямого» договора, в том числе в случаях: непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме; если собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления таким домом или выбранный способ не реализован; прекращения действия договора управления многоквартирным домом, заключенного застройщиком с управляющей организацией.

Отмечаем, что проектируемый пункт 4 части 7 статьи 1572 Жилищного кодекса по своему смыслу не согласуется с абзацем первым указанной части, которым определяются случаи, когда соответствующие договоры считаются заключенными одновременно со всеми собственниками, тогда как указанные в проектируемом пункте договоры могут заключаться не в один день.

Полагаем, что проектируемые нормы, в случае их принятия, могут обеспечить бесперебойное предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.