(в части введения нецентрализованной системы водоотведения)
Внесен депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, С.А. Пахомовым, Р.В. Кармазиным и др.
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416‑ФЗ) в целях урегулирования правоотношений, возникающих у абонентов, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения.
Проектом федерального закона предлагается установить, что нецентрализованная система водоотведения – это сооружения и устройства (в том числе выгребные ямы, септики), не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема и накопления сточных вод.
Утверждение типового договора водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения предполагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации, а к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отнести утверждение правил эксплуатации систем холодного водоснабжения и водоотведения.
Статьей 7 Федерального закона № 416‑ФЗ установлены общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Законопроектом предлагается внести изменения в указанную статью в части:
— заключения договоров между абонентами, осуществляющими отведение сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения, и гарантирующей организацией или иной организацией, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в централизованную систему водоотведения;
— установления требований к транспортировке сточных вод, сброшенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения;
— отнесения особенностей водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения к вопросам, регулируемым правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.
Помимо изменений, связанных с регулированием отношений по отведению сточных вод с использованием нецентрализованных систем водоотведения, законопроектом предусматривается совершенствование иных вопросов, связанных с водоснабжением и водоотведением.
В частности, проектом федерального закона предлагается заменить предусмотренную действующими нормами Федерального закона № 416‑ФЗ обязанность абонента компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, на обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу объектов централизованной системы водоотведения в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
При этом законопроектом предлагается ввести обязанность организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при наличии технической возможности по требованию гарантирующей организации создать места отбора сточных вод.
Законопроектом предусматривается возможность отчуждения при определенных условиях объектов централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в частную собственность.
Указанные объекты смогут отчуждаться в частную собственность путем внесения в качестве вкладов в уставные капиталы акционерных обществ, которым объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения принадлежат на праве собственности и акции которых находятся в государственной или муниципальной собственности в размере, предоставляющем на момент принятия соответствующего решения более чем 50 процентов голосов на общем собрании акционеров.
Увеличение уставного капитала при этом будет осуществляться путем размещения дополнительных акций акционерного общества, приобретаемых в государственную или муниципальную собственность. При этом общая стоимость вносимого имущества не должна превышать 30 процентов от балансовой стоимости активов акционерного общества на последнюю отчетную дату.
Как следует из пояснительной записки к законопроекту, данные изменения позволят вносить технологически и функционально связанное имущество в уставный капитал акционерных обществ, уже обладающих на праве собственности основной частью централизованных систем водоснабжения и водоотведения, что необходимо для сохранения целостности системы водоснабжения и (или) водоотведения и ее управления одним лицом.
Проектом федерального закона предлагается увеличить с трех до шести месяцев срок исполнения организацией, заключившей договор аренды или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязанности по получению соответствующей лицензии.
Законопроектом предлагается установить возможность дополнять по соглашению сторон договоры горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения иными (помимо тех, что установлены типовыми договорами) не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.
Проектом федерального закона предлагается установить, что в случае отказа абонентом в доступе представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или представителям действующей по ее указанию иной организации к узлам учета и приборам учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом.
Законопроектом предлагается отнести к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения, в том числе водоподготовку.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается установить, что оплата услуг по подвозу воды осуществляется по нерегулируемой (договорной) цене, за исключением регулирования тарифов на подвоз воды для многоквартирных домов на основании заявления органа местного самоуправления поселения, городского округа об установлении тарифа в орган регулирования тарифов с момента вступления в силу решения органа регулирования тарифов об установлении тарифа.
Проектом федерального закона предлагается дополнить статью 31 Федерального закона № 416‑ФЗ новой частью 81, согласно которой оплата услуг по отведению сточных вод с использованием нецентрализованной системы водоотведения осуществляется по нерегулируемой (договорной) цене, за исключением регулирования тарифов на водоотведение с использованием нецентрализованной системы водоотведения в отношении отведения сточных вод от многоквартирных домов на основании заявления органа местного самоуправления поселения, городского округа об установлении тарифа в орган регулирования тарифов с момента вступления в силу решения органа регулирования тарифов об установлении тарифа.
Вместе с тем, указанная норма вступает в противоречие с пунктом 1 части 8 статьи 31 Федерального закона № 416-ФЗ, согласно которому тариф на водоотведение подлежит регулированию.
Законопроектом предлагается уточнить, что тариф на транспортировку воды и сточных вод устанавливается только для транзитных организаций.
Проектом федерального закона предлагается также установить, что техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должно учитывать план мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона с учетом изложенного замечания.