Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1054091–7 «О внесении изменений в Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4520–1 „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“

(в части уточнения источника финансирования гарантий и компенсаций)

Внесенный депутатами Государственной Думы И.С. Пиляевым, А.Ю. Морозовым, С.Г. Каргиновым и др.


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон), направленные на уточнение правового регулирования в сфере финансового обеспечения гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

В настоящее время в соответствии с положениями статей 4 и 5 Закона для лиц, работающих в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, гарантии и компенсации устанавливаются работодателем и осуществляются за счет его средств.

Проектом предлагается определить, что источником финансирования гарантий и компенсаций для работников внебюджетной сферы будет являться федеральный бюджет. Кроме того, проектом предлагается распространить предусмотренные Законом меры государственной поддержки на индивидуальных предпринимателей, установив источником их финансирования также федеральный бюджет.

Необходимо обратить внимание, что рассматриваемый проект не предусматривает положения, устанавливающие источники предлагаемого увеличения расходных обязательств Российской Федерации, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Также важно учесть, что действие Закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях (часть 1 статьи 1 Закона).

Согласно пункту 2 статьи 11 Налогового кодекса Российской Федерации индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица. Поскольку индивидуальный предприниматель не является наемным работником, установленные Законом гарантии и компенсации на него не распространяются.

Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 5 Закона гарантии в области занятости населения, оплаты труда, продолжительности отпусков и иные льготы и компенсации регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Таким образом, принятие проекта в предложенной редакции потребует внесения изменений в нормы Трудового кодекса Российской Федерации, что в материалах, приложенных к проекту, не указано.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.