Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1237881–7 «О внесении изменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О закрытом административно территориальном образовании“

(в части уточнения порядка избрания главы закрытого административно‑территориального образования)

Внесен депутатом Государственной Думы А.Н. Диденко


Проектом федерального закона предлагается установить, что глава закрытого административно-территориального образования избирается на муниципальных выборах из числа кандидатов (не менее двух), представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

В настоящее время глава закрытого административно-территориального образования (далее – ЗАТО) избирается представительным органом ЗАТО из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.

Действующее правовое регулирование согласуется с положениями статьи 36 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), определяющими варианты наделения полномочиями главы муниципального образования, а также статьи 80 данного Федерального закона, допускающими установление федеральными законами особенностей осуществления местного самоуправления в ЗАТО. Из предусмотренных Федеральным законом № 131-ФЗ вариантов наделения полномочиями главы муниципального образования для ЗАТО предусматривается использование конкретной модели в целях обеспечения взаимодействия органов местного самоуправления с органами (организациями), по роду деятельности которых созданы ЗАТО.

Проектом федерального закона для ЗАТО предлагается новая модель наделения полномочиями главы муниципального образования, не предусмотренная Федеральным законом № 131-ФЗ, – избрание на муниципальных выборах из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. По сути, предполагается установление нового условия реализации пассивного избирательного права для кандидатов на должность главы ЗАТО (предквалификации). Представляется, что подобное регулирование не в полной мере согласуется с положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о всеобщем избирательном праве.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 22 декабря 2015 года № 34-П «По делу о проверке конституционности пункта 5 статьи 33 Федерального закона „Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации“ и части 8 статьи 32 Избирательного кодекса города Москвы в связи с жалобой гражданина К.С. Янкаускаса», возможные ограничения пассивного избирательного права федеральным законом должны преследовать конституционно значимые цели, быть соразмерны им, не посягая на само существо данного права и не приводя к утрате его основного содержания. Соответственно, предусмотренный законом порядок реализации пассивного избирательного права, в том числе выдвижения кандидатом, не должен вводить условия, исключающие возможность выдвижения кандидатами граждан, в отношении которых Конституцией Российской Федерации и в соответствии с нею федеральным законом не установлены ограничения данного права.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.