(в части изменения порядка избрания глав городских и муниципальных округов)
Внесен депутатом Государственной Думы А.Н. Диденко
Проектом федерального закона (далее – законопроект) предусмотрено дополнение статьи 36 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) частью 22, в соответствии с которой главы муниципальных образований, имеющих статус городского или муниципального округа, избираются исключительно на муниципальных выборах и возглавляют местную администрацию. При этом главы муниципальных образований, имеющих статус городского или муниципального округа, избранные до вступления в силу данного положения, продолжают осуществлять деятельность до истечения срока своих полномочий.
Часть 2 статьи 36 Федерального закона № 131-ФЗ предусматривает следующие способы избрания главы муниципального образования:
избрание на муниципальных выборах;
избрание представительным органом муниципального образования из своего состава;
избрание представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса.
Также данная норма Федерального закона № 131-ФЗ устанавливает два альтернативных варианта в случае избрания главы муниципального образования на муниципальных выборах:
глава муниципального образования входит в состав представительного органа муниципального образования и исполняет полномочия его председателя;
глава муниципального образования возглавляет местную администрацию.
В соответствии с положениями указанной нормы Федерального закона № 131-ФЗ определение способа избрания главы муниципального образования, за исключением поселения, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, а также его место в структуре органов местного самоуправления в случае избрания на муниципальных выборах относится к дискреции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Соответствующий способ избрания главы муниципального образования закрепляется в уставе муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.
Остается неясным, в связи с чем предусматриваемое законопроектом изменение вводятся именно для муниципальных образований, имеющих статус муниципальных или городских округов. В целом предлагаемое регулирование представляется необоснованным. Не приведены достаточные основания для предлагаемого ограничения дискреции субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Принятие законопроекта не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.