Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1246345–7 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(в части уточнения понятия «дом блокированной застройки» и введения понятия «многоквартирный дом»)

Внесен Правительством Российской Федерации


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменения в Жилищный кодекс Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) в части введения понятия «многоквартирный дом», а также в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – Градостроительный кодекс) и ряд федеральных законов в части уточнения понятия «дом блокированной застройки» с целью устранения правовой неопределенности, возникающей при отнесении здания к многоквартирному дому или дому блокированной застройки.

Под многоквартирным домом предлагается понимать здание, состоящее из двух и более квартир, включающее в себя имущество, указанное в пунктах 1 – 3 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса. Многоквартирный дом может также включать в себя принадлежащие отдельным собственникам нежилые помещения и (или) машино-места, являющиеся неотъемлемой конструктивной частью такого многоквартирного дома (статья 15 Жилищного кодекса).

Проектом к общему имуществу, принадлежащему на праве общей долевой собственности собственникам помещений в многоквартирном доме, предлагается отнести не принадлежащие отдельным собственникам машино-места в таком доме (пункт 2 части 1 статьи 36 Жилищного кодекса).

Изменения, которые предлагается внести в Градостроительный кодекс, определяют дом блокированной застройки как жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход.

Проектом предусматривается необходимость согласия правообладателей всех домов блокированной застройки в одном ряду в случае реконструкции одного из домов блокированной застройки.

Необходимо отметить, что данное положение требует дополнительного обсуждения, поскольку может сложиться ситуация, когда один из собственников домов блокированной застройки не даст согласие на реконструкцию.

Переходными положениями законопроекта предусмотрено, что блок (жилой дом), соответствующий признакам дома блокированной застройки, введенный в эксплуатацию на день вступления в силу проектируемого федерального закона, будет признаваться домом блокированной застройки независимо от того, является ли данный блок зданием или помещением в здании.

Замена ранее выданных документов или внесение изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости (далее – ЕГРН) в отношении блока не потребуются и будут осуществляться по желанию правообладателей объектов недвижимости.

При изменении в соответствии с заявлением собственника назначения и вида разрешенного использования объекта недвижимости орган регистрации прав одновременно с изменением в отношении всех блоков вида объекта недвижимости на «здание», назначения объекта недвижимости на «жилой дом», вида разрешенного использования на «дом блокированной застройки», будет осуществлять снятие с государственного кадастрового учета здание, в котором расположены блоки.

Проектом предусматривается, что в случае, если созданный до дня вступления в силу проектируемого федерального закона жилой дом блокированной застройки расположен на земельном участке, находящемся в общей долевой собственности собственников блоков, то указанные собственники могут принять решение о разделе данного земельного участка с образованием земельных участков под каждым домом блокированной застройки.

Предполагаемый срок вступления в силу проектируемых изменений – с 1 марта 2022 года.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.