Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1227899–7 «О внесении изменения в статью 159 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(по вопросу установления размера максимальной доли расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи)

Внесен депутатами Государственной Думы Я.Е. Ниловым, А.Н. Диденко, Д.А. Свищевым, а также С.Д. Леоновым в период исполнения им полномочий сенатора Российской Федерации


Как следует из пояснительной записки, проект федерального закона (далее – проект) направлен на закрепление в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) нормы о максимально допустимой доле собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, обеспечения адресности оказываемой гражданам социальной поддержки.

Проектом предлагается дополнить статью 159 Жилищного кодекса частью 11, закрепив норму о размере федерального стандарта максимально допустимой доли собственных расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи равном 15 процентам.

В соответствии с положениями статьи 159 Жилищного кодекса субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (далее – субсидии) предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Также установлено, что для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.

Установление максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи отнесено частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса к полномочиям субъектов Российской Федерации. Наряду с этим в соответствии с пунктом 70 постановления Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 года № 761 «О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» муниципальные образования вправе устанавливать местный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи, отличный от региональных стандартов. Кроме этого постановлением Правительства Российской Федерации от 29 августа 2005 года № 541 «О федеральных стандартах оплаты жилого помещения и коммунальных услуг» установлен федеральный стандарт максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи в размере 22 процентов, который применяется в целях определения размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, в том числе для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Таким образом, финансирование расходов, возникающих в связи с предоставлением гражданам субсидий по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, осуществляют все бюджеты бюджетной системы Российской Федерации.

В настоящее время установленный размер максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи различается между субъектами Российской Федерации и варьируется в среднем от 22 до 15 процентов. Более того, механизм самостоятельного установления региональных стандартов максимально допустимой доли используется рядом субъектов Российской Федерации в целях повышения адресности оказания мер социальной поддержки для разных категорий граждан с учетом их нуждаемости. В частности, при установленной на территории субъекта Российской Федерации максимально допустимой доле на уровне 22% в регионе может быть предусмотрена льготная величина максимально допустимой доли в размере от 0% до 22% либо в зависимости от уровня среднедушевого дохода и ряда факторов (например, проживание в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, проживание во временном жилом фонде, одиноко проживающие граждане, достигшие возраста 55 – 70 лет, многодетные и неполные семьи, а также семьи, состоящие из неработающих пенсионеров, инвалидов, и семей со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума).

Вместе с тем в соответствии с поручением Президента Российской Федерации (перечень поручений по итогам встречи с членами рабочей группы по подготовке предложений о внесении поправок в Конституцию Российской Федерации, утвержденный 30 июля 2020 года № Пр-1200) в Правительстве Российской Федерации прорабатывается вопрос об установлении стандарта допустимой доли расходов граждан на оплату жилищно-коммунальных услуг в совокупном доходе семьи с учетом экономических и социальных особенностей субъектов Российской Федерации и определении источников финансирования.

Однако, согласно позиции Минфина России, выраженной письмом от 18 июня 2021 года № 06–05–28/48432, установление единого уровня максимально допустимой доли на территории субъектов Российской Федерации ограничивает возможности регионов самостоятельно определять необходимый объем мер социальной поддержки для каждой категории граждан. При этом, по мнению названного министерства, с учетом принципа самостоятельности бюджетов, установленного статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации, принятие решения об установлении максимально допустимой доли на уровне менее 22% должно осуществляться регионами самостоятельно с учетом имеющихся доходных источников, оптимизационных мероприятий на основе инвентаризации расходных полномочий и приоритизации собственных расходов.

Правовым последствием принятия предлагаемых новаций станет увеличение размера межбюджетных трансфертов, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации для оказания финансовой помощи по оплате жилых помещений и коммунальных услуг. При этом финансово-экономическое обоснование к проекту не содержит расчетных данных, обосновывающих изменение финансовых обязательств государства.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.