Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 1185101–7 «О внесении изменения в статью 34 Закона Российской Федерации „О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях“

(в части расширения условий компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно на личном транспорте)

Внесен депутатами Государственной Думы Е.В. Марковым, С.Г. Каргиновым, а также А.В. Андрейченко, А.А. Кузьминым, С.В. Натаровым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы


Проектом федерального закона (далее – проект) предлагается внести изменение в статью 34 Закона Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4520-I «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон), направленное на совершенствование правового регулирования в сфере социальных выплат пенсионерам.

В настоящее время в соответствии со статьей 34 Закона компенсация расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховой пенсии по старости (с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости) или страховой пенсии по инвалидности, к месту отдыха и обратно один раз в два года осуществляется в порядке, размере и на условиях, определяемых Правительством Российской Федерации.

Проектом предлагается предусмотреть возможность получения пенсионерами указанной компенсации расходов на оплату стоимости проезда любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным.

Концептуально поддерживая идею совершенствования механизмов компенсации пенсионерам стоимости проезда к месту отдыха, Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера (далее – Комитет) отмечает следующее.

Указанная льгота носит компенсаторный характер. Определение вида транспорта, размера и условий ее предоставления, источника и порядка ее финансирования входит в компетенцию Правительства Российской Федерации.

Постановлением от 1 апреля 2005 года № 176 Правительство Российской Федерации утвердило Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда по территории Российской Федерации пенсионерам, являющимся получателями страховых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 10 Правил, компенсация в виде возмещения фактически произведенных расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно производится в размере, не превышающем стоимость проезда: а) железнодорожным транспортом – в плацкартном вагоне пассажирского поезда; б) внутренним водным транспортом – в каюте III категории речного судна всех линий сообщений; в) морским транспортом – в каюте IV – V групп морского судна регулярных транспортных линий; г) воздушным транспортом – в салоне экономического (низшего) класса; д) автомобильным транспортом – в автобусе по маршрутам регулярных перевозок в междугородном сообщении.

Таким образом, установленное правовое регулирование подразумевает возможность выбора способа получения льготы с учетом особенностей транспортного сообщения.

Вопрос о расширении перечня видов транспорта, используемого пенсионерами для проезда к месту отдыха и обратно, с учетом развития сети автомобильных дорог и улучшения условий для передвижения на личном транспорте по территории Российской Федерации может быть решен Правительством Российской Федерации путем внесения изменений в вышеуказанные Правила.

Кроме того, необходимо отметить, что проект не предусматривает положений, устанавливающих источники предлагаемого увеличения расходных обязательств Российской Федерации на выплату компенсаций транспортных расходов, что не соответствует требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет не поддерживает концепцию проекта федерального закона.