Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 4768–8 «О внесении изменений в статью 18 Закона Российской Федерации „О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации“ и статью 7 Федерального закона „О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации“

(в части распространения норм о договоре социального найма на отношения по пользованию жилыми помещениями, переданными в ведение органов местного самоуправления частными предприятиями)

Внесен сенатором Российской Федерации А.А. Савиным, Законодательным Собранием Калужской области


Проект федерального закона (далее – проект) направлен на дополнительное обеспечение жилищных прав граждан, проживающих в общежитиях или в служебных жилых помещениях, которые переданы в ведение органов местного самоуправления в результате признания собственников таких зданий – организаций частной формы собственности несостоятельными (банкротами) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

В соответствии с положением статьи 18 Закона Российской Федерации от 4 июля 1991 года № 1541-I «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон о приватизации) при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.

Наряду с этим в соответствии с положением статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 189-ФЗ) к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Таким образом, в настоящее время правом на заключение договора социального найма жилого помещения и на последующую приватизацию наделены граждане, проживающие в бывших общежитиях или в служебных жилых помещениях, переданных от государственных или муниципальных предприятий, учреждений органам местного самоуправления либо правопреемникам таких предприятий, учреждений.

Проектом предлагается дополнить Закон о приватизации и Федеральный закон № 189-ФЗ положениями, направленными на установление возможности заключения договора социального найма с гражданами, проживающими в жилых помещениях, расположенных в зданиях, ранее использовавшихся в качестве общежитий или служебных жилых помещений организациями частной формы собственности при передаче таких зданий органам местного самоуправления в результате признания этих организаций несостоятельными (банкротами).

Следует отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 132 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в ходе процедуры банкротства социально значимые объекты, не проданные путем проведения торгов в форме конкурса, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. При этом передача социально значимых объектов и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких‑либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением. Ответственность за включение таких объектов в государственную или муниципальную собственность несут должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления.

С учетом этого случая проектом предлагается дополнить статью 18 Закона о приватизации абзацем вторым, согласно которому в случае передачи в ведение органов местного самоуправления жилых помещений, которые находились в зданиях, принадлежавших организациям частной формы собственности, признанным несостоятельными (банкротами), и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, гражданам, занимающим указанные жилые помещения на законных основаниях на дату их передачи органам местного самоуправления, гарантируются все жилищные права пользователей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, в том числе право на приватизацию жилых помещений.

Одновременно проектом предлагается дополнить статью 7 Федерального закона № 189-ФЗ частью 11, согласно которой к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в зданиях, принадлежавших организациям частной формы собственности, признанным несостоятельными (банкротами), и использовались в качестве общежитий или служебных жилых помещений, и переданы в ведение органов местного самоуправления, вне зависимости от даты передачи этих жилых помещений и от даты их предоставления гражданам на законных основаниях применяются нормы Жилищного кодекса Российской Федерации о договоре социального найма.

Правовым последствием принятия предлагаемых новаций станет установление возможности для граждан, проживающих в указанных зданиях, не только заключить договор социального найма жилого помещения, но и приватизировать его в дальнейшем. Это повысит гарантии жилищных прав граждан.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.