Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 99603–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации“

(в части уточнения процедуры отрешения от должности главы муниципального образования, главы местной администрации)

Внесен депутатами Государственной Думы Е.А. Федоровым, Т.А. Кусайко, сенаторами Российской Федерации К.К. Долговым, Т.А. Сахаровой


Проектом федерального закона предлагается уточнить нормы Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 414-ФЗ), закрепляющие права высшего должностного лица субъекта Российской Федерации по вынесению предупреждения, объявлению выговора главе муниципального образования, главе местной администрации, а также по отрешению их от должности.

Законопроектом предлагается предусмотреть, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе вынести предупреждение, объявить выговор главе муниципального образования, главе местной администрации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по обеспечению осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, только в случае выявления нарушений требований законодательства по результатам проверки, проведенной органом, уполномоченным законом субъекта Российской Федерации.

Также законопроектом предлагается предусмотреть, что высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации вправе отрешить от должности главу муниципального образования, главу местной администрации, в случае, если они в срок, установленный в предписании, не устранили нарушения, послужившие основанием для вынесения им предупреждения, объявления выговора.

В соответствии с действующей нормой Федерального закона № 414-ФЗ такая мера ответственности к вышеуказанным должностным лицам может быть применена только в случае, если они в течение месяца со дня вынесения им предупреждения, объявления выговора не приняли в пределах своих полномочий меры по устранению причин, послуживших основанием для вынесения предупреждения, объявления выговора.

Считаем целесообразным отметить следующие риски, которые могут возникнуть при реализации предложенной законопроектом меры.

Полагаем, что предлагаемое законопроектом указание именно на устранение установленных в предписании нарушений является усилением ответственности для должностных лиц органов местного самоуправления. Важно учитывать, что в ряде случаев муниципальное образование может по объективным причинам не иметь необходимых ресурсов для устранения соответствующих нарушений в срок, указанный в предписании, при этом какие‑либо границы такого срока, в отличие от действующей нормы, законопроектом не устанавливаются.

Представляется, что такое регулирование не в полной мере отвечает задачам по повышению престижа работы в органах местного самоуправления и укреплению их кадрового потенциала.

Также следует отметить, что соответствующие нормы Федерального закона № 414-ФЗ вступили в силу с 1 июня 2022 года, а часть норм данного Федерального закона не вступила в силу. В связи с этим отражающая объективную ситуацию правоприменительная практика еще не сформировалась. Полагаем, что внесение предлагаемых изменений, не основанных на практике применения норм Федерального закона № 414-ФЗ, не согласуется с принципом обеспечения стабильности правового регулирования.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.