Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 122372–8 «О внесении изменений в статьи 169 и 171 Жилищного кодекса Российской Федерации»

(в части предоставления компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт)

Внесен депутатами Государственной Думы С.И. Неверовым, С.А. Пахомовым, П.Р. Качкаевым


В соответствии с частью 21 статьи 169 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – Жилищный кодекс) законом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено предоставление компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, одиноко проживающим неработающим собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, – в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, – в размере ста процентов, а также проживающим в составе семьи, состоящей только из совместно проживающих неработающих граждан пенсионного возраста и (или) неработающих инвалидов I и (или) II групп, собственникам жилых помещений, достигшим возраста семидесяти лет, – в размере пятидесяти процентов, восьмидесяти лет, – в размере ста процентов.

Частью 4 статьи 171 Жилищного кодекса установлено, что орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, в целях предоставления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт. Информацию о наличии у граждан задолженности по уплате ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение получает у регионального оператора либо владельца специального счета по запросу в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации. Региональный оператор, владелец специального счета обязаны предоставить такую информацию в течение пяти рабочих дней со дня поступления соответствующего запроса.

Таким образом, Жилищный кодекс не содержит положений, определяющих требования к порядку предоставления гражданами документов, необходимых для получения ими компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Такой порядок устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации и, как следует из практики, в большинстве случаев не предусматривает возможность использования межведомственного информационного взаимодействия для получения требуемых сведений. Отсутствие такого порядка приводит к необходимости самостоятельного предоставления гражданами, в том числе достигшими преклонного возраста, инвалидами, требуемых документов и сведений.

Проектом предлагается дополнить часть 21 статьи 169 Жилищного кодекса положением, согласно которому орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивают сведения, в том числе получение которых возможно в рамках межведомственного информационного взаимодействия и которые необходимы для принятия решения о предоставлении компенсации расходов на уплату взноса на капитальный ремонт. При этом не допускается требовать от граждан документы, содержащие указанные сведения.

Наряду с этим проектом предлагается изложить первое предложение части 4 статьи 171 Жилищного кодекса в новой редакции, согласно которой в целях предоставления гражданам в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации компенсации расходов на уплату взносов на капитальный ремонт орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченное им учреждение самостоятельно запрашивают документы и информацию, и не вправе требовать от граждан документы и информацию, подтверждающие уплату гражданами ежемесячных взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, получение которых возможно, в том числе, в рамках межведомственного информационного взаимодействия.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.