Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 112487–8 «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона „О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации“

(в части уточнения порядка ведения Единого перечня коренных малочисленных народов Российской Федерации)»

Внесен сенатором Российской Федерации Е.Б. Шумиловой


Проектом федерального закона предлагается внести изменение в Федеральный закон от 30 апреля 1999 года № 82-ФЗ «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) с целью совершенствования законодательства в области реализации прав коренных малочисленных народов Российской Федерации, а также повышения гарантий прав и законных интересов граждан, относящихся к коренных малочисленным народам.

В связи с этим проектом федерального закона предлагается абзац второй пункта 1 статьи 1 Федерального закона дополнить положением, согласно которому коренные малочисленные народы, включенные в Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации, не могут быть из него исключены.

В соответствии с положением абзаца первого пункта 1 статьи 1 Федерального закона коренными малочисленными народами Российской Федерации являются народы, проживающие на территориях традиционного расселения своих предков, сохраняющие традиционные образ жизни, хозяйственную деятельность и промыслы, насчитывающие в Российской Федерации менее 50 тысяч человек и осознающие себя самостоятельными этническими общностями.

В развитие Федерального закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2000 года № 255 был утвержден Единый перечень коренных малочисленных народов Российской Федерации.

В указанном Едином перечне к числу коренных малочисленных народов отнесены, например, абазины, сету, большая часть представителей которых не являются носителями традиционных образа жизни, хозяйственной деятельности и промыслов. При этом их численность не превышает 50-ти тысяч человек.

Таким образом, одним из важных признаков отнесения этнической общности к коренным малочисленным народам является ее численность.

Следует обратить внимание, что предлагаемое изменение может повлечь за собой дополнительные расходы как федерального бюджета, так и бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона указывается, что принятие федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не повлечёт выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

На основании изложенного представляется целесообразным провести дополнительное всестороннее обсуждение предлагаемого законопроектом изменения с участием заинтересованных государственных органов.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера полагает возможным поддержать концепцию проекта федерального закона с учетом изложенных замечаний.