Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 183814–8 «О внесении изменения в статью 2 Федерального закона „О внесении изменений в Федеральный закон „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“

(в части совершенствования правового регулирования правоотношений, возникающих в связи с предоставлением гражданам государственных жилищных сертификатов)

Внесен Правительством Российской Федерации


В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее – Федеральный закон № 125-ФЗ) право на получение жилищных субсидий имеют, в том числе инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) не позднее 1 января 1992 года и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет.

Исходя из статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ (далее – Федеральный закон № 228-ФЗ), действие вышеуказанного положения распространяется на граждан, состоящих на учете в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ, вне зависимости от даты их постановки на такой учет.

Следует отметить, что ранее (до принятия Федерального закона № 228-ФЗ) право на получение таких жилищных субсидий имели инвалиды с детства, родившиеся в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности) и прожившие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. То есть без условия о рождении не позднее 1 января 1992 года.

Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 9-П «По делу о проверке конституционности статьи 2 Федерального закона от 20 июля 2020 года № 228-ФЗ „О внесении изменений в Федеральный закон „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“ в связи с жалобой гражданина А.В. Окулова“ (далее – Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 9-П), распространение статьей 2 Федерального закона № 228-ФЗ требования о рождении инвалидов с детства в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях до 1 января 1992 года как условия приобретения права на получение жилищных субсидий на лиц, которые были поставлены на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с Федеральным законом „О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей“, и тем самым придание обратной силы закону, ухудшающему положение граждан, означающее, по существу, отмену для этих лиц права на получение жилищной субсидии, ранее признанного за ними уполномоченными органами и реализуемого в конкретных правоотношениях, несовместимо с требованиями, вытекающими из Конституции Российской Федерации.

Как отмечается в пояснительной записке к проекту федерального закона (далее – проект), он разработан во исполнение указанного Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 1 марта 2022 года № 9-П и направлен на восстановление прав инвалидов, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях и состоящих на учете в качестве имеющих право на получение государственного жилищного сертификата.

Проектом предлагается установить, что действие положения статьи 2 Федерального закона № 228-ФЗ не будет распространяться на инвалидов с детства, родившихся после 1 января 1992 года в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или за пределами указанных районов и местностей (в случае, если на дату их рождения местом жительства их матерей являлись районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности), проживших в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет и поставленных на учет в качестве имеющих право на получение жилищных субсидий до вступления в силу Федерального закона № 228-ФЗ.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.