Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 216426–8 «О внесении изменения в Федеральный закон «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации»

(в части определения единого подхода к осуществлению деятельности председателя законодательного органа субъекта Российской Федерации)

Внесен депутатами Государственной Думы Н.В. Коломейцевым, Ю.П. Синельщиковым


Проектом федерального закона (далее – Проект) предлагается предусмотреть, что председатель законодательного органа субъекта Российской Федерации может работать исключительно на профессиональной постоянной основе.

По мнению авторов Проекта, внесение предлагаемых изменений обусловлено, в том числе возлагаемыми на руководителя законодательного органа субъекта Российской Федерации задачами, а также необходимостью исключения создания возможностей для различных злоупотреблений.

В настоящее время в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 21 декабря 2021 года № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации» депутат законодательного органа субъекта Российской Федерации осуществляет депутатскую деятельность на профессиональной (постоянной) основе или без отрыва от основной деятельности (на непостоянной основе).

Важно отметить, что условия осуществления депутатом депутатской деятельности в соответствии с вышеуказанной статьей устанавливаются конституцией (уставом) и (или) законом субъекта Российской Федерации. При этом число депутатов, работающих на профессиональной основе, устанавливается законом субъекта Российской Федерации.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно статье 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Полагаем, что правовое регулирование, при котором органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут самостоятельно определять условия осуществления депутатом депутатской деятельности, в полной мере согласуется с вышеуказанными положениями Конституции Российской Федерации и позволяет учитывать территориальные, исторические и иные особенности субъектов Российской Федерации.

В связи с этим лишение органов государственной власти субъектов Российской Федерации такой дискреции представляется необоснованным.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона.