Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 254884–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „О водоснабжении и водоотведении“

(в части совершенствования предоставления коммунальных услуг)

Внесен депутатами Государственной Думы П.Р. Качкаевым, С.А. Пахомовым, Р.В. Кармазиной и другими


Проектом федерального закона (далее также – законопроект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416‑ФЗ) в целях урегулирования правоотношений, возникающих у абонентов, не имеющих подключения к централизованной системе водоотведения, а также некоторых иных отношений, связанных с водоснабжением и водоотведением.

Проектом федерального закона предлагается установить, что нецентрализованная система водоотведения – это сооружения и устройства (в том числе выгребные ямы, септики), не подключенные (технологически не присоединенные) к централизованной системе водоотведения, предназначенные для приема и временного накопления сточных вод для их дальнейшего сброса в централизованную систему водоотведения.

Утверждение типового договора водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения предлагается отнести к полномочиям Правительства Российской Федерации, а к полномочиям федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, отнести утверждение правил эксплуатации систем холодного водоснабжения и водоотведения.

Статьей 7 Федерального закона № 416‑ФЗ установлены общие правила осуществления горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения. Законопроектом предлагается внести изменения в указанную статью в части:

— заключения договоров между собственниками объектов нецентрализованной системы водоотведения и гарантирующей организацией или иной организацией, имеющей договор водоотведения с гарантирующей организацией и осуществляющей транспортировку сточных вод и их сброс в централизованную систему водоотведения;

— отнесения особенностей водоотведения с использованием нецентрализованной системы водоотведения и требований к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в централизованную систему водоотведения к вопросам, регулируемым правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

Законопроектом предусматривается, что организация, осуществляющая водоотведение, вправе отказаться от заключения договора водоотведения в случае несоблюдения организацией, обеспечивающей транспортировку сточных вод из объектов нецентрализованной системы водоотведения в централизованную систему водоотведения, требований к транспортировке и приему сточных вод, отведенных с использованием нецентрализованной системы водоотведения, в централизованную систему водоотведения, установленных правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Помимо изменений, связанных с регулированием отношений по отведению сточных вод с использованием нецентрализованных систем водоотведения, законопроектом предусматривается совершенствование регулирования иных вопросов, связанных с водоснабжением и водоотведением.

В частности, проектом федерального закона предлагается заменить предусмотренную действующими нормами Федерального закона № 416‑ФЗ обязанность абонента компенсировать организации, осуществляющей водоотведение, расходы, связанные с негативным воздействием сточных вод на работу централизованной системы водоотведения, на обязанность по внесению платы за негативное воздействие на работу объектов централизованной системы водоотведения в размере и порядке, которые установлены правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

При этом законопроектом предлагается ввести обязанность организации, эксплуатирующей отдельные объекты централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения, при наличии технической возможности по требованию гарантирующей организации создать места отбора сточных вод.

Проектом федерального закона предлагается увеличить с трех до шести месяцев срок исполнения организацией, заключившей договор аренды или концессионное соглашение, объектами которых являются централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, обязанности по получению соответствующей лицензии.

Законопроектом предлагается установить возможность дополнять по соглашению сторон договоры горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения, договоры о подключении (технологическом присоединении) к централизованным системам холодного водоснабжения и (или) водоотведения иными (помимо тех, что установлены типовыми договорами) не противоречащими законодательству Российской Федерации положениями.

Проектом федерального закона предлагается установить, что в случае отказа абонентом в доступе представителям организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, или представителям действующей по ее указанию иной организации к узлам учета и приборам учета допускается осуществление коммерческого учета расчетным способом.

Согласно действующей редакции статьи 32 Федерального закона № 416‑ФЗ тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения могут устанавливаться с календарной разбивкой и дифференцироваться. Проектом федерального закона предусматривается, что при водоотведении с использованием нецентрализованной системы водоотведения дифференциация тарифа на водоотведение с учетом категории сточных вод, принимаемых из такой системы, является обязательной.

Также законопроектом предлагается отнести к регулируемым видам деятельности в сфере холодного водоснабжения, в том числе водоподготовку.

Проектом федерального закона предлагается установить, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, вправе прекратить или ограничить водоснабжение и (или) водоотведение, транспортировку воды и (или) сточных вод не только в случае самовольного подключения (технологического присоединения) к централизованным системам горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, но и в случае самовольного пользования указанными системами.

Законопроектом предлагается уточнить, что тариф на транспортировку воды и сточных вод устанавливается только для транзитных организаций.

Проектом федерального закона предлагается установить, что техническое задание на разработку инвестиционной программы организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, должно учитывать план мероприятий по приведению качества горячей воды, питьевой воды в соответствие с установленными требованиями.

Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.