Замечания и предложения к проектам ФКЗ и ФЗ

Отзыв на проект федерального закона № 293721–8 «О внесении изменений в Федеральный закон „Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“

(в части уточнения вопросов местного значения в сфере работы с детьми и по реализации прав молодежи)

Внесен депутатами Государственной Думы А.П.Метелевым, И.Ю.Кастюкевичем, М.С.Киселевым и другими


Проектом федерального закона (далее – Проект) предлагается внести изменения в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ), предусматривающие уточнение вопросов местного значения в сфере молодежной политики.

В настоящее время согласно Федеральному закону № 131-ФЗ к таким вопросам местного значения относятся организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.

В пояснительной записке к Проекту содержится утверждение, что полномочия органов местного самоуправления в области реализации молодежной политики, определенные статьей 10 Федерального закона от 30 декабря 2020 года № 489-ФЗ «О молодежной политике в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 489-ФЗ), сформулированы гораздо шире, чем в Федеральном законе № 131-ФЗ.

Поэтому Проектом предлагается скорректировать соответствующие нормы Федерального закона № 131-ФЗ, предусмотрев, что к вопросам местного значения относятся организация и осуществление мероприятий по работе с детьми, участие в соответствии с федеральным законом в реализации молодежной политики и осуществление иных определенных федеральными законами полномочий в сфере реализации прав молодежи.

Отмечаем, что согласно статье 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти в Российской Федерации и осуществляют взаимодействие для наиболее эффективного решения задач в интересах населения, проживающего на соответствующей территории.

Как следует из статьи 2 Федерального закона № 489-ФЗ, молодежная политика – это комплекс мер нормативно-правового, финансово-экономического, организационно-управленческого, информационно-аналитического, кадрового, научного и иного характера, реализуемых на основе межведомственного взаимодействия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления при участии институтов гражданского общества, юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и граждан Российской Федерации, в том числе индивидуальных предпринимателей, и направленных на создание условий для развития молодежи, ее самореализации в различных сферах жизнедеятельности, на гражданско-патриотическое и духовно-нравственное воспитание молодых граждан в целях достижения устойчивого социально-экономического развития, глобальной конкурентоспособности, национальной безопасности Российской Федерации.

Федеральный закон № 131-ФЗ последовательно разграничивает вопросы местного значения как сферы деятельности, в которой органы местного самоуправления осуществляют публично власть, и полномочия по решению указанных вопросов как конкретные меры властного воздействия на соответствующие общественные отношения.

Статьями 14, 15, 16 и 162 Федерального закона № 131-ФЗ определены именно вопросы местного значения – организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью.

Согласно части 11 статьи 17 Федерального закона № 131-ФЗ федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения (в случае, предусмотренном частью 3 статьи 162 данного Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации).

В связи с этим несогласованность норм Федерального закона № 131-ФЗ и Федерального закона № 489-ФЗ не усматривается.

Полагаем, что установленные в настоящее время вопросы местного значения по организации и осуществлению мероприятий по работе с детьми и молодежью включают в себя, в том числе реализацию молодежной политики и осуществление иных определенных федеральными законами полномочий в сфере реализации прав молодежи.

Кроме того, разработчиками Проекта не приводится какой‑либо информации о наличии у органов местного самоуправления проблем, связанных с реализацией полномочий по вопросам местного значения в сфере молодежной политики.

Учитывая изложенное, предлагаемые изменения в Федеральный закон № 131-ФЗ представляются избыточными.

Принятие проектируемого федерального закона не потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.

Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера не поддерживает концепцию проекта федерального закона в представленной редакции.