(в части совершенствования порядка проведения общих собраний собственников помещений в многоквартирном доме)
Внесен депутатами Государственной Думы С.В. Разворотневой, П.О. Толстым, О.Н. Занко, Т.В. Буцкой
Проект федерального закона (далее – проект) носит комплексный характер и разработан в целях повышения прозрачности процедуры проведения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
Проектом предлагается внести изменения в статьи 46 и 48 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающие следующие новации:
срок хранения подлинников решений, протоколов и приложений к протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (далее – документы) на бумажном носителе в органе государственного жилищного надзора составляет 3 года;
срок хранения документов в виде электронных образов в системе составляет 10 лет;
по истечении 3-х лет подлинники документов передаются по передаточному акту председателю совета многоквартирного дома, председателю правления товарищества собственников жилья, жилищного или жилищно-строительного кооператива, иного специализированного потребительского кооператива, а при их отсутствии и при непосредственном способе управления многоквартирным домом – одному из собственников помещений в таком доме, наделенному данными полномочиями решением общего собрания собственников в многоквартирном доме, в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства;
собственники помещений вправе принять решение об изготовлении дополнительных экземпляров документов, которые заверяются подписями инициатора общего собрания и (или) представителем органа государственного жилищного надзора;
принятые по итогам общего собрания собственников помещений документы доводятся до сведения собственников посредством их размещения в общедоступных местах в многоквартирном доме не позднее чем через три дня после их подписания, а в государственной информационной системе – не позднее десяти дней после их подписания;
в случае поступления в орган государственного жилищного надзора от собственника помещения в многоквартирном доме заявления, в том числе через систему, о том, что отраженные в документах итоги голосования не соответствуют его волеизъявлению, орган государственного жилищного надзора обязан провести внеплановую проверку фактов нарушения обязательных требований к порядке принятия общим собранием решений;
в случае выявления в ходе проведенной внеплановой проверки факта подделки документов орган государственного жилищного надзора направляет соответствующие протоколы общего собрания собственников помещений, решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, и другие материалы в правоохранительные органы в целях привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности.
Наряду с этим проектом предлагается дополнить требования к оформлению решения собственника помещения по вопросам, поставленным на голосование, следующими положениями:
собственник помещения в многоквартирном доме или его представитель собственноручно указывает на каждой странице оформленного в письменной форме решения свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и подпись;
в случаях проведения общих собраний собственников в очной, очно-заочной, заочной форме решения собственников по вопросам, поставленным на голосование, оформленные в письменной форме принимаются инициатором или администратором общего собрания соответственно при предъявлении документа, удостоверяющего личность собственника или его представителя, полномочия представителя собственника, а также документа, подтверждающего право собственности на помещение в соответствующем многоквартирном доме. При передаче решения собственник или его представитель расписывается в реестре решений собственников помещений в многоквартирном доме, собственноручно указывает свои фамилию, имя, отчество. Реестр решений собственников помещений в многоквартирном доме является неотъемлемым приложением к протоколу общего собрания. Типовая форма такого реестра устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Проектом предлагается установить срок вступления в силу указанных новаций с 1 сентября 2023 года.
Принятие проектируемого федерального закона потребует разработки Правительством Российской Федерации нормативных правовых актов, необходимых для его реализации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера поддерживает концепцию проекта федерального закона.